НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
К задаче повышения эффективности российско-китайской кооперации в отраслях ТЭК Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
04.01.2011 20:00

Задача повышения эффективности российско-китайской кооперации в отраслях ТЭК должна решаться только в комплексе с более масштабными задачами в сфере межгосударственных отношений вообще и экономического сотрудничества в частности. В противном случае российско-китайское взаимодействие в отраслях ТЭК скорее всего так и останется на малоэффективном уровне, будет подчинено краткосрочным, коммерческим целям и обслуживать преимущественно поставку сырьевых ресурсов из России в Китай.

Исследовательский / аналитический компонент

Необходимо разработать конкретную межотраслевую программу, которая должна вписываться в более масштабные программы, выходящие за рамки собственно ТЭК. В этой программе должны быть четко обозначены общие интересы, цели, задачи и принципы энергетического сотрудничества России и Китая.

Учитывая то, что российско-китайское взаимодействие в отраслях ТЭК скорее всего будет распространяться и на страны Центральной Азии, то целесообразно предусмотреть расширение данной межотраслевой программы под формат многостороннего сотрудничества и, в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС и ШОС.

Уже сейчас на односторонней и двусторонней, а также многосторонней основе (на базе ЕврАзЭС и ШОС) целесообразно формировать аналитические команды с целью детальной проработки основных вопросов по разработке рекомендаций по взаимовыгодному сотрудничеству в тех или иных отраслях ТЭК.

В основной состав вышеуказанных команд следует включить высококвалифицированных аналитиков: специалистов профильных министерств и ведомств РФ и КНР, МИД, национальных энергетических компаний, исследовательских институтов, а также независимых экспертов, профессиональная специализация которых связана с отраслями ТЭК и стратегическим планированием.

Помимо собственно разработки межотраслевой программы энергетического сотрудничества, наиболее ценным результатом работы данных команд должны стать рекомендации на основе стратегически и экономически обоснованных расчетов по реализации совместных проектов в отраслях ТЭК.

Работу аналитических команд следует ориентировать на анализ возможностей комплексного и синхронного продвижения сотрудничества по всем направлениям, обеспечения их взаимосвязи («увязки») друг с другом: например, взаимосвязи («увязки») вопросов добычи нефти и газа, строительства трубопроводов с наиболее важными для России вопросами в отраслях ТЭК.

На начальном этапе организацию данных исследований, их финансовое, техническое и кадровое обеспечение можно было бы  осуществлять в рамках уже действующих межправительственных соглашений. Кроме того, целесообразно подготовить и подписать специальное межправительственное соглашение «О формировании межотраслевой программы сотрудничества РФ и КНР в ТЭК».

Проекты энергетического сотрудничества

Взаимодополняемость ресурсов РФ и КНР должна быть работающим принципом во всех сферах сотрудничества, включая и отрасли ТЭК. Среди потенциально перспективного ресурса России следует рассматривать энергетические технологии, представляющие интерес для многих стран, включая Китай.

В качестве ключевых направлений российско-китайского энергетического сотрудничества предлагается рассмотреть следующие:

- кооперация в атомной энергетике;

- кооперация в гидроэнергетике.

Проекты в рамках направления
«Кооперация в атомной энергетике»

Данное направление способно не только расширить российско-китайское энергетическое сотрудничество, но и стимулировать налаживание двусторонней кооперации в высокотехнологичных отраслях. Атомные технологии – это потенциально наиболее эффективная сфера взаимовыгодной российско-китайской кооперации в отраслях ТЭК, так как именно здесь преимущества России и Китая друг перед другом выражены наиболее ярко.

Специфика научно-технического развития Китая вообще и атомных технологий в частности состоит в том, что Китай в приоритетном порядке развивал не столько фундаментальные научные заделы, сколько передовые инновационные производства, опираясь на новейшие научно-технические достижения других стран. В плане создания таких производств Китай уже опережает Россию.

В то же время в плане фундаментальных заделов Китай пока заметно отстает от России. КНР по-прежнему вынуждена импортировать ряд товаров и изделий, производимых на основе ядерных технологий. В свою очередь, Россия обладает значительными научными и технологическими заделами, однако реализовать их самостоятельно практически не может вследствие слабой развитости инновационно-производственной инфраструктуры, равно как и прикладных разработок.

В этой связи логично предположить, что двусторонняя кооперация в атомной энергетике, если будет стимулироваться на политическом уровне может обеспечить системный технологический прорыв и РФ и КНР. Под стимулированием российско-китайской кооперации подразумевается создание эффективных межгосударственных механизмов привлечения российских и китайских ресурсов в развитие совместных НИОКР на базе российских фундаментальных заделов и китайской производственно-инновационной инфраструктуры.

В первую очередь, здесь необходимо более активно использовать возможности Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», в состав которой входят всемирно известные Курчатовский институт, московский и санкт-петербургский физико-технические университеты, которые являются законодателями в фундаментальных разработках для атомной промышленности.

Кроме того, следует обусловить доступ Китая к передовым научным и техническим заделам РФ с привлечения китайских инвестиций в модернизацию российской инновационно-производственной инфраструктуры, а также в целом участием КНР в других приоритетных для России проектах. При этом важно продумать механизмы защиты российской интеллектуальной собственности.
Кроме того и самой китайской атомной промышленности нужны инвестиции. Поэтому наряду с западными инвестициями в Китай могли бы более активно направляться и российские инвестиции, что также следует увязывать с другими проектами и сферами сотрудничества.

Возможности для запуска российско-китайской кооперации в атомной энергетики достаточно велики, в том числе и потому, что сегодня Китай реализует программу строительства атомных электростанций. Предполагается, что к 2030 году в КНР будет действовать порядка 30 АЭС, а их доля в выработке электроэнергии в КНР составит около 7%. Для этого в Китае уже сформирован целевой «атомный» бюджет в размере 60,3 млрд. долларов.

Проекты в рамках направления
«Кооперация в гидроэнергетики»

Данное направление могло бы способствовать расширению российско-китайского энергетического сотрудничества, наращиванию объемов производства экологически чистой электроэнергии для обеих стран. Это позволило бы России и Китаю экономить дорогостоящие невозобновляемые ресурсы и значительно повысить свою энергетическую безопасность, снизить вероятность конфликта энергетических интересов, стимулировать экономический рост в целом.

В рамках сотрудничества в гидроэнергетической отрасли было бы перспективным совместное освоение гидроэнергетических энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях выработки электроэнергии для нужд экономики России (включая указанных регионов) и приграничных провинций Китая.

Обоснованием целесообразности этого является то, что потребности двух стран в дешевой электроэнергии велики, а в перспективе будут расти. Очевидно, что проекты в этом направлении также предусматривают строительство линий электропередач, что будет способствовать объединению приграничных российских и китайских областей в единую систему электроснабжения.

Формы развития и сотрудничества

Для операции проектов энергетического сотрудничества, их  финансирования было бы целесообразно проработать идеи создания следующих структур:

  • Специализированной (возможно в будущем – наднациональной) межгосударственной координирующей структуры по вопросам энергетики с целью управления процессом развития энергетического сотрудничества, стимулирования инновационно-промышленной и структурно-технологической взаимозависимости. Данную структуру предлагается целесообразным создать на базе Государственного комитета КНР по энергетике, Государственного энергетического управления КНР и Министерства энергетики РФ. Основные функции данной структуры: стратегическое планирование, детальная разработка и управление крупными совместными российско-китайскими энергетическими проектами (в том числе и на территориях третьих стран) по всем направлениям энергетики, включая и смежные с энергетикой проекты. В случае, если данная российско-китайская структура будет успешно функционировать, то в дальнейшем ее деятельность можно постепенно расширить на ШОС, что опять-таки будет служить укреплению ШОС как экономического блока. В этой связи идея руководства России о создании Энергетического клуба ШОС может найти новое и практическое наполнение.

Как представляется, российско-китайское сотрудничество в отраслях ТЭК – это слишком деликатный и сложный процесс, который нельзя пускать на самотек и которому необходимо государственное управление и контроль (как со стороны России, так и Китая). В противном случае стихийно данный процесс развиваться не будет, так как на его пути возникнет множество узко-секторальных дилемм, проблем и препятствий: противоречие тех или иных интересов, конфликты краткосрочных и узко-корпоративных интересов, да и просто технические сложности и непредвиденные обстоятельства.

  • Фонда российско-китайских исследований, инноваций и технологий в сфере энергетики. Финансирование данного фонда может осуществляться как за счет средств государственных бюджетов РФ и КНР, так и за счет средств российско-китайских энергетических компаний.
  • Совместных российско-китайских энергетических корпораций (по разработке и реализации проектов энергетического сотрудничества), а на базе их – сеть соответствующих СП, консалтинговых и сбытовых предприятий.

Кроме того, уже сейчас предлагается создать и/или существенно усилить следующие структуры:

  • Аналитические подразделения профильных министерств и ведомств РФ и КНР, национальных энергетических компаний – их создание и/или существенное усиление. Данные аналитические подразделения будут активно привлекаться к участию в аналитических проектах по проработке тех или иных вопросов сотрудничества.
  • Центры энергетической политики на базе российских ВУЗов. Их создание будет стимулировать междисциплинарное осмысление роли и места ТЭК во внешней политики России, поиск новых идей, подготовку резерва кадров (управленческих и аналитических), в целом ориентировать образовательный процесс ВУЗов на наиболее актуальные, конкретные и практические вопросы.

 

 

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ