НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Сотрудничество между Китаем и Узбекистаном: основные направления Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский   
09.02.2011 09:00

Несмотря на то, что Республика Узбекистан (РУз) стала первой центральноазиатской страной, с которой Китайская Народная Республика (КНР) установила дипломатические отношения (2 января 1992 года), на протяжении 90-х годов ХХ века и даже в первые годы XXI века отношения между Китаем и Узбекистаном развивались по-восточному неторопливо. Например, те же экономические связи вплоть до 2002 года включительно ограничивались преимущественно торговлей, да и то в незначительных объемах.

Устойчивая тенденция к более поступательному развитию взаимодействия наметилась лишь после 2003 года и, как представляется, со стороны Китая было продиктовано не столько экономическими, сколько геополитическими соображениями, учитывая тот факт, что Узбекистан во многих отношениях является ключевым государством региона. Знаковым событием стал визит в 2004 году в г.Ташкент председателя КНР Ху Цзиньтао. По результатам данного визита был подписан целый ряд соглашений о развитии политического, экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества.

Другим важным моментом, придавшим импульс экономическим, политическим и иным связям, стало охлаждение в 2004-2005 году отношений между Узбекистаном и Западом. Уже в 2005 году лидеры Узбекистана и Китая встречались дважды (в мае в г.Пекине и в июле в г.Астане). В результате, в 2005 году Китай подписал с Узбекистаном сразу 20 инвестиционных соглашений, кредитных договоров и контрактов на сумму около 1,5 млрд. долларов, включая 600 млн. долларов в нефтегазовой отрасли. В том же году в г.Ташкенте при участии китайского вице-премьера состоялся первый узбекско-китайский бизнес-форум, где было подписано 8 договоров на общую сумму 473 млн. долларов.

В итоге, если за период 1992–2002 годов объемы китайских поставок в Узбекистан не превышали 114 млн. долларов в год, а сам товарооборот – 136 млн. долларов в год, то в 2008 году импорт из Китая уже достиг 791 млн. долларов, а общий товарооборот – 1335 млн. долларов. В 2009 году китайско-узбекский товарооборот увеличился на 43% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 1910 млн. долларов.

Торговля Китая и Узбекистана (период 1992–2009 годов)

Как представляется, устойчивость и динамизм двусторонним связям также придали  и политические контакты в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которая была создана в 2001 году, а также получившая развитие китайская государственная программа экспортного кредитования: предоставления целевых кредитов, которые используются для закупки китайских товаров и услуг.

Одновременно с ростом объемов китайско-узбекской торговли стала просматриваться и тенденция интенсификации проектно-инвестиционной деятельности Китая в Узбекистане, где интерес китайских компаний был сфокусирован на целом ряде отраслей узбекской экономики: нефтегазовой, электроэнергетической, химической, транспортной и аграрной.

Проекты в нефтегазовой отрасли. Началом китайско-узбекского сотрудничества в нефтегазовой отрасли Узбекистана следует считать 2004 год, когда Китайская национальная нефтегазовая компания (КННК) и Национальная холдинговая компания (НХК) «Узбекнефтегаз» подписали соответствующее рамочное соглашение. КННК осуществила или планирует осуществить целый ряд проектов в нефтегазовой отрасли Узбекистана, среди которых особо выделяются следующие:
- строительство узбекского участка газопровода «Туркменистан – Китай»;
- планы по освоению нефтяных месторождений в Ферганской долине (Ферганская, Андижанская и Наманганская области, восточная часть Узбекистана);
- подготовка к освоению нефтегазоконденсатных месторождений в Бухарско-Хивинском регионе и на плато Устюрт;
- подготовка к освоению нефтегазоносных месторождений в узбекской части Аральского моря (северо-западная часть Узбекистана);
- участие в финансировании строительства установки по производству сжиженного газа на Мубарекском ГПЗ (г.Мубарек, Кашкадарьинская область);
- планы по организации совместного производства нефтегазового оборудования на территории Узбекистана.

Проекты в электроэнергетической отрасли. Проекты предполагают строительство малых гидроэлектростанций (МГЭС) и осуществляются узбекской компанией «Узсувэнерго» при Министерстве водного и сельского хозяйства РУз на средства кредитов, предоставленных ЭКСИМ-банком КНР. Среди такого рода проектов известны следующие:
- проект по поставке китайского оборудования для строительства Андижанской МГЭС-2 (Андижанская область, восточная часть Узбекистана), введена в строй в 2010 году;
- проект по поставке китайского оборудования для реконструкции Ахангаранской МГЭС (Ташкентская область), введена в эксплуатацию в 2010 году.
Кроме того, с повестки дня пока не сняты и планы по строительству второй очереди Тупалангской МГЭС (Сурхандарьинская область Узбекистана).

Проекты в транспортной отрасли. Узбекистан не имеет границы с Китаем, а транспортное сообщение между двумя странами осуществляется через территорию Казахстана и Кыргызстана. Поэтому в плане развития транспортных коммуникаций РУз представляет для КНР интерес в качестве транзитной страны в системе трансазиатских международных маршрутов. Соответственно на это и ориентирована проектная деятельность Китая в транспортной отрасли Узбекистана, где в качестве перспективных проектов выделяются следующие:
- строительство узбекского участка железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай»;
- строительство узбекского участка автомобильной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай».
Однако планы по развития евроазиатских и трансазиатских международных маршрутов пока представляются неясными. В первую очередь, это связано с нестабильностью в Кыргызстане, а также в целом с отсутствием единого транспортного и таможенного пространства в Центральной Азии, где не наблюдается даже признаков к его формированию.

В итоге, по состоянию на 2010 год общий объем китайских финансовых ресурсов в Узбекистане оценивается на уровне не менее 640 млн. долларов. Тем не менее, масштабы экономических отношения представляются все еще относительно скромными, особенно по сравнению с достигнутым уровнем отношений в политической сфере. За рамками нефтегазовой отрасли экономические связи сводятся преимущественно к предоставлению китайских кредитов на те или иные значимые для узбекской стороны проекты, оказанию услуг, а также заключению (на тендерной основе) торговых соглашений на поставку в КНР тех или иных видов сырья из РУз. Хотя в последние годы Узбекистан выражает заинтересованность в привлечении китайских инвесторов для участия в приватизации крупных экономических объектов, но Китай и  китайский бизнес пока слабо реагируют на эти сигналы.

Сегодня крайне трудно прогнозировать характер будущего сотрудничества. Как представляется, многое будет зависеть именно от ситуации в сфере  экономического взаимодействия, но именно здесь существует множество вопросов. Так, КНР концентрирует свои усилия на скупке активов в сырьевых отраслях во многих странах и регионах. Однако,  Узбекистан пока оправданно воздерживается от широкомасштабной продажи своих сырьевых активов иностранным компаниям. Другим перспективным направлением деятельности китайского бизнеса в Узбекистане могла бы стать промышленная кооперация в таких отраслях как текстильная, легкая и химическая, а также сельскохозяйственное машиностроение. Однако, перерабатывающие отрасли узбекской экономики пока остаются малопривлекательными для китайского бизнеса.

Источник: Оазис

 

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ