НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Россия – Узбекистан: к новым горизонтам сотрудничества Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
28.01.2011 07:00

Полный текст интервью В.Парамонова главному редактору журнала «Новое восточное обозрение» (Россия) Г.Ковтунову от 27.01.2011.

Вопрос: Владимир Владимирович как Вы оцениваете ретроспективы отношений между Россией и Узбекистаном?

В начале 90-х годов, после распада Советского Союза Узбекистан, как и другие страны  Центральной Азии в целом крайне болезненно отреагировали на новые внешнеполитические ориентиры ельцинской России по избавлению от «груза национальных республик» и ее интеграцию в евро-атлантическое сообщество, сочтя их своего рода предательством. Это представляется естественной реакцией на действия братской в прямом смысле этого слова страны, с которой тот же Узбекистан более 100 лет развивался в рамках единых государственных образований: Российской империи и затем СССР. И  РУз  долгое время пыталась сохранить эти братские отношения с РФ, в том числе в сфере безопасности. Не случайно именно Россия и Узбекистан выступили инициаторами подписания в г.Ташкенте в мае 1992 года Договора «О коллективной безопасности» (ДКБ) СНГ, который стал первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. С началом гражданской войны в Таджикистане именно Москва и Ташкент тесно координировали свои действия по оказанию военной помощи таджикским правительственным формированиям.
Начиная же с середины 90-х годов, когда концептуальной основой российской внешней политики становится курс на «многополярность», концептуально оформленный Е.Примаковым, значение Узбекистана и всего региона в системе национальных приоритетов РФ существенно выросло. Однако на уровне практической реализации политика России продолжала оставаться во многом декларативной и носящей протокольный характер. Как результат, в конце 90-х годов имело место масштабное сокращение сотрудничества между двумя странами практически во всех сферах. Крайне показательно, что в 1999 году Узбекистан даже принял решение не участвовать в системе коллективной безопасности в рамках ДКБ, хотя сфера безопасности традиционно выступала приоритетной для республики.

Тем не менее, с приходом к власти в России нового поколения политиков во главе с В.Путиным и по мере того как Кремль стал вносить в свою линию элементы большей гибкости, прагматизма и последовательности, российское направление постепенно стало важным и приоритетным во внешней политике Узбекистана. В свою очередь, именно узбекское направление, как представляется, стало для РФ наиболее крупным внешнеполитическим прорывом в начале нынешнего века. Ведь именно у РУз были наиболее прохладные отношения с ельцинским руководством и с середины-конца 90-х годов вплоть до 2000 года именно Узбекистан проводил курс на стратегическое сближение с Соединенными Штатами Америки. Однако, на фоне постепенного разочарования в эффективности политики США как в Афганистане, так и в центральноазиатском регионе уже в 2002 году Узбекистан объявил о приостановлении своего членства в ГУУАМ. Вскоре после этого, в 2004 году, Узбекистан подписал с Россией Договор «О стратегическом партнерстве», а в 2005 году – Договор «О союзнических отношениях». В январе 2006 года Узбекистан объявил о своем выходе из ГУУАМ и вступил в ЕврАзЭС.

Вопрос: что Вы думаете о современном состоянии российско-узбекских связей?

Надо честно признать, что череда «прорывов» начала-середины первого десятилетия нынешнего века сменились некой стабильностью в отношениях в последующие годы, особенно с момента избрания президентом РФ Д.Медведева. Возможно, что это совпало с мировым финансово-экономическим кризисом, было вызвано сокращением доходов в российский бюджет и соответственно сворачиванием программ международного и двустороннего сотрудничества. Тем не менее, факты остаются фактами и в последнее время можно наблюдать некоторое затишье в российско-узбекском взаимодействии по вопросам многостороннего экономического и военного сотрудничества. Так, Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС, занимает особую позицию по развитию военной составляющей ОДКБ, а также пока скептически относится к деятельности Таможенного союза. Тем не менее, необходимо отметить и то, что у РФ и РУз в целом сохраняются крайне тесные и доверительные двусторонние политические отношения, сопровождающиеся к тому же ростом масштабов торговли и энергетического сотрудничества, а также достаточно высокая интенсивность взаимодействия по вопросам двусторонней, региональной и международной безопасности.
Во-первых, регулярно проводится согласование позиций – некая «сверка часов» и внесение предельной (насколько это возможно) ясности в планы сторон по целому комплексу вопросов двустороннего, регионального и международного сотрудничества: от развития двусторонних и многосторонних форм взаимодействия (водно-энергетические вопросы, сотрудничество в газовой сфере, политика ШОС и ОДКБ в отношении Афганистана и угроз региональной безопасности, поиск идей по экономической интеграции и коллективным усилиям по смягчению последствий мирового финансового кризиса) до координации усилий в диалоге с внешними силами, в первую очередь США и НАТО.
Во-вторых, принципиально значимым являются попытки сторон развивать двустороннее экономическое сотрудничество, где в качестве локомотива выступают стратегические по своему характеру связи в нефтегазовой отрасли. Перелом в этой сфере наступил после прихода к власти в России В.Путина и его команды. В результате подписания в 2002 году стратегического соглашения между «Газпромом» и «Узбекнефтегазом», российско-узбекское взаимодействие в нефтегазовой отрасли вступило в период подъема и стало набирать обороты. С 2004 года в Узбекистане начинается и проектно-инвестиционная деятельность крупнейших российских нефтегазовых компаний – «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа».
Интенсификация российско-узбекского взаимодействия в этой отрасли придала определенный импульс и торгово-экономическим связям. Так, начиная с 2003 года, двустороння торговля стала развиваться более поступательно и динамично. В период 2003-2008 годов двусторонний товарооборот вырос более чем в 3,3 раза – с 1,1 до 3,8 млрд. долларов. В 2009 году российско-узбекский товарооборот, несмотря на негативное влияние мирового кризиса, увеличился еще на 16% – с 3,8 до 4,4 млрд. долларов.

Диаграмма:торговля России с Узбекистаном (период 1991-2009 годов).

Поскольку Узбекистан располагает крупными месторождениями природного газа, нефтегазовая отрасль РУз является предметом особого интереса России и российского бизнеса. Поэтому нефтегазовое сотрудничество между двумя странами в последнее время развивается только по нарастающей. Показательно, что именно в нефтегазовой отрасли представлена подавляющая часть российских инвестиций в РУз. Если в 90-х годах финансовые ресурсы из России в нефтегазовую отрасль Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на начало 2010 года их объем достиг примерно 1,5 млрд. долларов. По некоторым оценкам, российские капиталовложения в нефтегазовую отрасль РУз составляют около 60% от общего объема всех иностранных капиталовложений в республику. Важным конкурентным преимуществом РФ является то, что проектно-инвестиционная активность российских компаний, как правило, нацелена на более долгосрочную перспективу – 25-35 лет. В результате, уже до 2012 года общий объем российских инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана потенциально может увеличиться до 5-6 млрд. долларов.
Важно и то, что российские компании добились лидирующих позиций и в сфере добычи углеводородов. По итогам 2009 года, объемы добычи газа российскими компаниями составили порядка 5,5% от общей добычи газа в республике. Хотя указанная доля сама по себе не велика, тем не менее, очень показательна, учитывая тот факт, что нефтегазовые компании других стран в основном пока не приступили к промышленной добыче углеводородов в Узбекистане. К тому же, все российские проекты по освоению углеводородных месторождений РУз находятся еще на начальной стадии, и в ближайшие годы доля российских компаний в добыче узбекского газа заметно возрастет. В среднесрочной перспективе российские компании планируют значительное увеличение добычи газа, а также и нефти в Узбекистане. Причем, наиболее оптимистические и конкретные планы имеет «ЛУКОЙЛ», который сегодня лидирует среди всех других компаний по объемам инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана, а также по объемам добычи газа в республике.
В-третьих, безусловно, обоюдно сильны ожидания от развития сотрудничества в военной сфере и по вопросам безопасности, военно-промышленной кооперации. Однако здесь многое будет зависеть от того, удастся ли Москве предложить Ташкенту долгосрочные формы взаимодействия по проблемам Афганистана, формированию эффективной системы региональной безопасности, развитию военно-промышленных связей.

Вопрос: чем качественно характеризуются отношения Узбекистана с Россией?

На уровне диалога лидеров двух стран (включая, безусловно, премьер-министра России В.Путина) эти отношения традиционно отличались и отличаются крайне высоким уровнем откровенности (причем, без явной «коммерческой составляющей» и спекуляций на ее тему), готовности доверительно обсуждать самые острые и сложные вопросы: обсуждать, даже не соглашаясь друг с другом, до конца отстаивая свою позицию, но не обостряя при этом личных отношений. На уровне общей политики данные отношения всегда отличались более четким пониманием как общности интересов, так и сохраняющихся различий в подходах, а также специфики ведения переговоров и выстраивания связей друг с другом. Иначе эти отношения можно назвать диалогом партнеров, при этом, безусловно, учитывающих вес своих стран в международных и региональных вопросах, понимающих принципиальную важность и ценность укрепления двусторонних контактов, но в то же время, уважающих право друг друга на реализацию своих национальных интересов. Как представляется, эта сложная и витиеватая формулировка все же достаточно полно вбирает в себя суть основных принципов российско-узбекского стратегического диалога, выстроенного  в свое время В.Путиным и И.Каримовым.

Вопрос: как Вы оцениваете перспективы развития сотрудничества между РФ и РУз?

Перспективы российско-узбекского сотрудничества в значительной степени определятся характером дальнейшего развития именно двусторонних политических отношений, ролью и местом Узбекистана во внешней стратегии России в Центральной Азии и в рамках ШОС, в том числе во взаимодействии с другими странами региона и, в частности, в плане решения водно-энергетической проблемы и участия РФ в стабилизации Афганистана. И в этом плане внушает оптимизм обоюдное желание сохранить и укрепить атмосферу партнерских, стратегических и доверительных отношений.
Тем не менее, надо понимать чего ожидает Узбекистан. А Узбекистан ожидает, прежде всего, большего понимания к своей позиции по комплексу приоритетных и жизненно важных для него вопросов внешней политики, двусторонних и многосторонних отношений, в первую очередь водно-энергетической проблеме, необходимости совместных действий по стабилизации ситуации в Афганистане, в целом учета важной роли республики в процессах развития Центральной Азии. На уровне собственно двусторонних отношений, Узбекистан ожидает большего внимания России и российского бизнеса к инновационно-промышленному сотрудничеству и более активной инвестиционной политики России именно в несырьевых и высокотехнологичных секторах.

Вопрос: что Вы могли бы рекомендовать России и Узбекистану с точки зрения задачи дальнейшего развития отношений?
 
На мой взгляд, залогом достижения очередного прорыва в сотрудничестве между РФ и РУз может стать консолидация интеллектуального капитала двух стран, интенсификация обмена ценной информацией научного, технологического, экономического и аналитического характера. Поэтому как ни странно это может прозвучать, но в качестве главного вектора дальнейшего сближения двух государств я вижу усиление взаимодействия аналитических структур в направлении повышения качества анализа и прогноза тех процессов и тенденций, в фарватере которых сегодня наши страны развиваются, что среди прочего может предполагать следующие рекомендации:
- необходимость организации и проведения на регулярной основе крупных межгосударственных аналитических проектов как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях;
- необходимость поиска новых, нестандартных и инновационных решений, в том числе ассиметричных ответов на существующие угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными способами становится все труднее, а в ряде случаев – уже невозможно.
Не исключено, что низкое внимание со стороны руководства России именно этим вопросам национального развития, двустороннего и многостороннего сотрудничества, во многом и объясняет тот факт, почему сегодня «пробуксовывают» многие инициативы и процессы (причем казалось бы где-то неизбежные и закономерные, даже поддержанные высшим руководством): интеграции в целом, активизации и повышения качества сотрудничества в конкретных сферах (экономики, безопасности, политики, культуры, науки и т.д.).

Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru

 

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ