Асимметрия стратегических направлений экономического и энергетического развития России и Китая. Часть 4. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
19.12.2010 20:00 |
И в России, и в Китае пока сохраняется недооценка того факта, что взаимовыгодное сотрудничество в конкретных отраслях, в том числе отраслях ТЭК немыслимо без долгосрочной и комплексной программы развития экономических отношений в целом. Как представляется, только наличие данной программы может стать неким гарантом начала процесса формирования общности долгосрочных экономических интересов, в том числе и в отраслях ТЭК.
Например, энергетическое машиностроение (как и другие отрасли ТЭК) тесно связано с целым рядом отраслей современной промышленности: металлургией, металлообработкой, химической, электротехнической и электронной отраслями, станкостроением и приборостроением, широким спектром прикладных научных исследований и т.п. По этой причине долгосрочное, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество в энергетическом машиностроении (как и во всех отраслях ТЭК), что в частности предусмотрено в «Программе российско-китайского средне- и долгосрочного сотрудничества в области энергетики на период до 2020 года» без кооперации в смежных отраслях экономики вряд ли будет успешным. Тем более, что в современных условиях Китай и Россия имеют чрезвычайно широкие возможности по диверсификации сотрудничества в отраслях ТЭК с иными странами.
|
Асимметрия стратегических направлений экономического и энергетического развития России и Китая. Часть 3. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
18.12.2010 20:00 |
Налаживанию полноценного экономического сотрудничества между Россией и Китаем в условиях современной либеральной модели развития глобальной экономики, а также следовании ей значительной части российской и китайской интеллектуальной элиты, мешает еще и ряд других принципиальных трудностей, которые связаны прежде всего с различными геоэкономическими условиями двух стран.
Крупнейшие промышленные центры России расположены в основном в европейской части страны, на Урале, в Западной Сибири и к тому же значительно удалены от основных мировых морских коммуникаций (и как следствие основных торговых и финансовых потоков). В свою очередь, крупнейшие промышленные центры Китая расположены в основном в южной и юго-восточной части КНР, непосредственно на побережье теплых морей, вблизи основных мировых торговых коммуникаций. В результате сильная удаленность друг от друга российских и китайских промышленных центров ведет к повышенным затратам на чрезвычайно протяженные (от 7000 км и выше) сухопутные перевозки.
|
Асимметрия стратегических направлений экономического и энергетического развития России и Китая. Часть 2. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
17.12.2010 20:00 |
Экономические отношения между Россией и Китаем ограничиваются в основном торговлей (включая т.н. челночную торговлю). Причем формат российско-китайских торговых отношений складывается преимущественно по формуле «российское сырье в обмен на китайскую готовую продукцию». Свыше 2/3 китайского экспорта в РФ составляет готовая продукция, в то время как российский экспорт в КНР включает примерно 3/4 сырьевых ресурсов. Причем, наиболее важную роль в российских поставках в Китай играют именно энергоносители (свыше 50% российского экспорта).
Инновационно-производственное и инвестиционное сотрудничество остается на крайне низком уровне и даже не заметно в общем контексте российско-китайских экономических связей. В настоящее время среди функционирующих российско-китайских СП преобладают предприятия малого и среднего бизнеса, деятельность которых ориентирована на развитие инфраструктуры приграничной торговли, заготовку и первичную переработку древесины. Почти все вышеуказанные предприятия расположены вдоль российско-китайской границы.
В этих условиях сотрудничество в отраслях ТЭК между Россией и Китаем будет продолжать ориентироваться на тот же самый малоэффективный торговый формат, что и нынешние российско-китайские экономические отношения. Китай будет оказывать помощь России в освоении сырьевой базы, а практическую реализацию получат в основном проекты по обеспечению и сопровождению экспорта энергоресурсов из России в Китай (геологоразведка, добыча сырья, строительство трубопроводов, линий электропередач). При этом российско-китайское энергетическое сотрудничество продолжит подчиняться краткосрочным узко-корпоративным интересам сырьевых компаний двух стран, что очевидно не будет способствовать становлению и развитию действительно стратегического партнерства между РФ и КНР.
|
Асимметрия стратегических направлений экономического и энергетического развития России и Китая. Часть 1. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
16.12.2010 20:00 |
На сегодняшний день между Россией и Китаем отсутствуют полноценные экономические отношения, которые предполагали бы интенсивное инновационно-производственное и инвестиционное взаимодействие, а в итоге – высокий уровень структурно-технологической взаимозависимости различных отраслей национальных экономик. В этих условиях не просматривается и общность долгосрочных экономических интересов двух стран, а наоборот очевидно преобладание краткосрочных коммерческих соображений.
|
Дальнейшее экономическое усиление Китая в Центральной Азии: основные перспективы |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
29.11.2010 20:00 |
(выдержки из книги «Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?»)
По истечению первого десятилетия XXI века у Китайской Народной Республики (КНР) и государств Центральной Азии (ЦА) так и не сложилось полноценных экономических отношений, которые предполагали бы глубокую взаимовыгодную кооперацию, а экономическое проникновение КНР в ЦА носит неоднозначный характер с точки зрения долгосрочных интересов государств региона.
С одной стороны, растущие из года в год китайские финансовые ресурсы (инвестиции и кредиты) – серьезное экономическое «подспорье» для центральноазиатских стран, а в случае Таджикистана и Туркменистана – даже ключевой фактор экономической безопасности. С другой стороны, экономическая деятельность Китая и китайских компаний в Центральной Азии пока не способствует полноценному промышленному и инновационному развитию стран региона, превращая их лишь в сырьевые придатки китайской экономики.
|
России нужен стратегический разворот на Восток и долгосрочная программа по экономическому освоению внутренней Евразии |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
28.11.2010 20:00 |
(выдержки из книги «Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?»)
Стратегический разворот на Восток и экономическое освоение внутриконтинентальной Евразии – для Российской Федерации это не только залог долгосрочных и взаимовыгодных экономических отношений с Китайской Народной Республикой (КНР), странами Центральной Азии (ЦА) и Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в целом, но и важнейшее условие выживания, процветания и стабильности самой РФ…
Во-первых, для решения данной задачи необходимо объединение усилий в рамках реального стратегического союза и мощного межгосударственного экономического блока, тем более, что институциональная основа для этого уже имеется (ЕврАзЭС и ШОС). Сегодня Пекин самостоятельно осваивает внутреннюю Евразию. Тем не менее, представляется, что даже Китаю, несмотря на его экономическую мощь, в одиночку вряд ли будет под силу решение указанной задачи, а тем более – защитить свои экономические интересы.
|
Выстраивание взаимовыгодных экономических отношений между Китаем и Центральной Азией невозможно без региональной экономической интеграции с Россией |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
27.11.2010 20:00 |
(выдержки из книги «Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?»)
Как представляется, дальнейшее увеличение масштабов экономического присутствия Китайской Народной Республики (КНР) в Центральной Азии (ЦА) напрямую затронет жизненно важные экономические интересы Российской Федерации. Дело в том, что за более чем 100-летний период пребывания России и Центральной Азии в рамках единых государств (Российской империи и СССР) между ними сформировалась жесткая экономическая взаимозависимость, которая за постсоветский период ослабла лишь в незначительной степени. В этой связи рекомендации по выводу экономических отношений КНР со странами ЦА на качественно более высокий уровень следует рассматривать в тесной взаимозависимости с интересами и политикой РФ.
|
Есть ли будущее у Центральной Азии, России и Китая? |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
25.11.2010 20:00 |
(выдержки из книги «Китайский экономический экспресс в Центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?»)
В экономическом плане история Центральной Азии и других внутренних пространств Евразии, таких как российские Урал и Сибирь, китайский Синьцзян – это, с одной стороны, история успехов, когда наблюдались интеграционные процессы, а с другой – это история неудач, когда указанные регионы вместе или по отдельности входили в период длительной дезинтеграции.
Во-первых, в те исторические периоды, когда Центральная Азия была экономически интегрирована вместе с Россией или Китаем в систему региональных и межрегиональных связей, имело место интенсивное развитие региона и одновременно развитие России или Китая.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 8. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
11.11.2010 20:00 |
Рекомендация № 2: преодоление экономико-географической изоляции Центральной Азии и смежных пространств путем интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС
Предлагается при тесном взаимодействии ЕврАзЭС и ШОС осуществить наиболее перспективные с экономической точки зрения проекты по развитию сухопутных транспортных коммуникаций, способные при условии интеграции в рамках ЕврАзЭС вывести страны Центральной Азии из экономико-географической изоляции, а также в целом выполнить ряд условий для обеспечения экономической эффективности транзита через Центральную Азию.
Трансафганские коммуникации.Сухопутные коммуникации через территорию Афганистана имеют стратегически важное значение для стран региона, а также России, так как обеспечат им наиболее короткий и доступный сухопутный выход на рынки Южной Азии. Трансафганские коммуникации будут представлять интерес и для Китая в плане расширения транспортно-коммуникационных связей со странами Южной Азии. Например, в настоящее время значительная часть грузоперевозок из Китая в южно-азиатские страны осуществляется по Каракорумскому шоссе. Однако, высокогорная автотрасса обладает невысокой пропускной способностью, в то время как по трансафганским коммуникациям можно будет резко интенсифицировать китайско-южноазиатский товарооборот.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 7. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
10.11.2010 20:00 |
Рекомендация № 1: преодоление сырьевой ориентации экономик Центральной Азии путем интеграции в рамках ЕврАзЭС
В рамках ЕврАзЭС представляется целесообразным разработать Программу инновационно-промышленного развития, что должно стать главным направлением интеграции стран-членов Сообщества. В плане практической реализации данной программы предлагается предусмотреть создание совместных холдинговых компаний, в первую очередь в перерабатывающих отраслях промышленности. Часть технологических операций (особенно это касается наиболее энергоемких производственных процессов) предлагается переносить на территорию стран региона с учетом наличия здесь энергоносителей, минеральных ресурсов и ряда более благоприятных, чем в России, условий организации производства (более дешевая рабочая сила, а также значительно меньшая энергоемкость производств и низкий уровень затрат на капитальное строительство).
Все это может дать существенный экономический эффект из-за гораздо более низких производственных издержек в условиях Центральной Азии по сравнению с Россией. Более того, учитывая, что все страны-члены ЕврАзЭС (за исключением Кыргызстана) не являются членами Всемирной торговой организации, то холдинговым компаниям Сообщества на период их становления может быть легко обеспечена защита от конкуренции с продукцией, производимой на мировом рынке посредством различного рода преференций (льготное налогообложение, таможенная защита и т.п.).
|
|
|