ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
"Большая игра" за энергоресурсы и влияние в Центральной Азии Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: Владимир Парамонов   
02.09.2012 10:09

На протяжении всего периода времени, прошедшего после распада СССР, наблюдается устойчивая тенденция «дрейфа» Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана)  в сторону от России (равно как и друг от друга) и, одновременно, четкая тенденция усиления влияния Китая, что нельзя исключать происходит с одобрения или, по крайней мере, молчаливого согласия США ...

Волны глобального экономического кризиса, похоже, лишь ускорили эти в какой-то степени управляемые процессы, которые принимают все более необратимый характер: особенно в условиях уже запущенных и навязанных постсоветскому пространству схем и алгоритмов  взаимодействия. Наиболее ярко это проявляется в энергетической сфере, выступающей важным индикатором и, одновременно, катализатором ситуации в других ключевых сферах – политики, экономики и безопасности.

Упорно наращивающий свое присутствие Китай, по-прежнему геополитически системно активные США, к тому же, похоже, надолго закрепившиеся в Афганистане и уже придавшие ему «новый» вектор «развития», топчущиеся на месте Россия и Европа (причем, по большому счету постоянно подыгрывающие тем же Соединенным Штатам), а также пока особо никак не проявившие себя другие внешние игроки – вот общая и схематичная картина первого раунда «Большой игры» за энергоресурсы и влияние в Центральной Азии.

Как развернется следующий – очередной  раунд? Кто окажется победителем, а кто побежденным? В данной статье предлагается лишь видение ключевых тенденций, а также основных результатов политики и взаимодействия наиболее важных игроков: России, Китая, Европы и Америки. Статья не  претендует на охват всех аспектов и нюансов «Большой игры», тем более, что эта игра является частью процессов не только регионального и межрегионального, но и глобального и национального характера, причем, не только и не столько в самой энергетической сфере, но и в сферах экономики, политики и безопасности в целом.

 
Российско-китайские отношения: декларации и реальность Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
24.07.2012 10:27

Несмотря на то, что еще в середине 90-х годов прошлого века Россия провозгласила в качестве одного из своих внешнеполитических приоритетов развитие стратегического партнерства с Китаем, по истечении всех этих лет Москва незначительно продвинулась в решении данной задачи. Даже факт создания в 2001 году усилиями Китая и России (с участием стран Центральной Азии, кроме Туркменистана) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в течение 11 лет не привело к прорыву в российско-китайских отношениях в сферах политики, экономики, безопасности и энергетики.

 
Российско-китайские отношения: историческое наследие Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
06.07.2012 09:11

Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии. Однако можно с уверенностью сказать, что на характер китайско-российских отношений объективно оказывает, и будет оказывать влияние их историческое прошлое. С позиций сегодняшнего дня невозможно дать гарантий того, что наблюдаемая в настоящее время тенденция российско-китайского политического сближения сохранится в перспективе. Прежде всего, потому, что отношения между «Поднебесной» и Россией имеют крайне неоднозначное историческое наследие. Этапы сближения двух держав чередовались с этапами резкого охлаждения (если не обострения) отношений.

 
К оценке политической ситуации в Таджикистане Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
19.06.2012 20:52

Политическая ситуация в Республике Таджикистан (РТ) на фоне катастрофического состояния дел в экономике и социальной сфере остается чрезвычайно сложной. Стабильность в стране, равно как и позиции таджикского руководства выглядят хрупкими, а перспективы дальнейшего развития ситуации – неясными и весьма тревожными. Состояние экономического коллапса, из которого Таджикистан за 20 лет независимости не смог выбраться, разрушенная социальная сфера, фактически «прозрачная» для транзита наркотиков таджикско-афганская граница, бедственное положение населения, рост протестных настроений в обществе, усиливающаяся напряженность внутри правящей элиты, опасность террористических угроз извне – вот далеко не полный перечень сложных вопросов современного Таджикистана.

С одной стороны, важным фактором, определяющим тяжелую ситуацию в стране, является т.н. внутренняя таджикская проблема: ярко выраженная раздробленность таджиков на клановые этнические подгруппы (фактически разные народности, которые психологически воспринимают друг друга как «чужаков») и острые межклановые противоречия, что является перманентным генератором напряженности в таджикском обществе. С другой стороны, данная ситуация связана с последствиями распада СССР – разрушением того единого геоэкономического и геополитического пространства, в котором зародился и развивался Таджикистан, а также с малоэффективной политикой таджикского руководства, отсутствием в стране сильной и конструктивной оппозиции.

 
Внешняя политика Китая в Центральной Азии Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
25.05.2012 15:31

На протяжении более 100 лет Центральная Азия (ЦА), являвшаяся составной частью сначала Российской империи, а затем Советского Союза, рассматривалась Китаем лишь в контексте общего комплекса китайско-российских и китайско-советских отношений. После распада СССР и в результате произошедших и происходящих в ЦА изменений значение региона во внешней политике Китайской Народной Республики (КНР) поступательно возрастает. Соответственно этому возрастает и внешнеполитическая активность Китая, где условно пока можно выделить три основных этапа:

- первый этап охватывает начало 90-х годов ХХ века, связан с осмыслением Китаем новых реалий в Центральной Азии и вокруг нее, установлением дипломатических отношений, формированием атмосферы доверия и договорно-правовой базы, особенно в контексте решения проблем, унаследованных от китайско-советского периода;

- второй этап пришелся в основном на середину – конец 90-х годов, захватив однако и большую часть 2001 года (до событий 11 сентября), характеризуется формированием в ЦА с участием Пекина механизмов и институтов регионального взаимодействия, а также расширением экономического присутствия Китая;

- третий этап, условно начавшийся после событий 11 сентября 2001 года, продолжается по настоящее время. Данный этап характеризуется небывалым ранее ростом активности и наступательности политики КНР практически по всем направлениям сотрудничества с целью не допустить развития ситуации в Центральной Азии в невыгодном для Пекина плане.

 
Россия, Китай и Европа в Центральной Азии: история политики и взаимодействия Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
14.05.2012 08:24

Даже поверхностный взгляд на географическую карту свидетельствует, что Центральная Азия (ЦА) выделяется уникальностью своего положения на Евразийском континенте. Во многом именно эта уникальность и предопределила тот факт, что развитие центральноазиатского и смежных регионов внутренней Евразии традиционно находилось в прямой зависимости от процессов международного взаимодействия в центре континента. Причем, как показывает история, на определенных этапах важную и в целом положительную роль в этом взаимодействии играли именно Китай и Россия, а одним из его главных бенефициариев выступала Европа. Представляется, что с точки зрения истории российское, китайское и европейское присутствие, а также взаимодействие России, Китая и Европы в Центральной Азии следует рассматривать через призму двух наиболее важных периодов:

-  периода расцвета Великого шелкового пути (ВШП);

-  периода заката Великого шелкового пути.

 
К оценке современной стратегии США в Евразии Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов   
31.08.2011 19:09

Растущая нестабильность глобальной экономики и усиливающаяся военно-политическая напряженность в самых различных сегментах Евразии от Северной Африки, Ближнего Востока до Афганистана и Пакистана, не говоря уже о целом ряде зон тлеющих международных конфликтов – все как никогда ранее свидетельствует о том, что именно Евразийский континент окажется в эпицентре новых событий, связанных с кардинальной перекройкой «устаревшей» карты мира. В этой связи наибольший интерес представляет анализ поведения в Евразии главного внешнего игрока, который к тому же уже около 20 лет является и основным архитектором/менеджером процессов мирового переустройства – Соединенных Штатов Америки.

Несмотря на периодические всплески интереса США к самым различным регионам и странам мира, активные (и надо признаться в целом удачные) действия Вашингтона по отвлечению международного внимания от реальных целей своей внешней политики, необходимо четко понимать следующее: американская стратегия в Евразии, по-прежнему, нацелена на укрепление контроля над пространствами, имеющими центральное/ключевое значение для Соединенных Штатов с точки зрения сохранения позиций мирового лидера. В этой связи, в системе глобальных, континентальных и межрегиональных геополитических и геоэкономических координат в качестве приоритетных направлений для США в Евразии, по-прежнему, особо выделяются европейское, российское и китайское.

 
Значение Ирана для интеграционных процессов в Евразии с участием России, Китая и стран Центральной Азии. Часть 2. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов   
28.08.2011 08:01

Как представляется, значение Ирана для интеграционных процессах в Евразии связано в первую очередь с его высоким энергетическим и транспортно-коммуникационным потенциалом, который способен сыграть решающую роль в решении проблемы экономико-географической изоляции внутренних пространств континента а, тем самым, в корне и в позитивном плане изменить характер развития и взаимодействия России, Китая и стран Центральной Азии.

В качестве локомотивного проекта, способного подвести привести к этому представляется целесообразным рассмотреть идею сооружения системы магистральных газо- и нефтепроводов между крупнейшими мировыми производителями углеводородов (Ближний Восток и Иран) и наиболее динамично развивающимися регионами мира (Китай и страны АТР), предусмотрев к тому же возможность ответвления в сторону Европы.

 
Значение Ирана для интеграционных процессов в Евразии с участием России, Китая и стран Центральной Азии. Часть 1. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов   
27.08.2011 09:39

Несмотря на определенные успехи в создании Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь) в рамках Евразийского экономического сообщества, и, более того, наличие двух других важных интеграционных площадок с участием России – Содружества независимых государств и Шанхайской организации сотрудничества, необходимо признать, что в целом интеграционные процессы в Евразии так не вышли на уровень формирования полноценного  регионального экономического пространства и, все менее вероятно, что выйдут на этот уровень даже в  среднесрочной перспективе. Как представляется, одной из главных причин этого является непоследовательность ведущих участников процесса интеграции в Евразии, в частности  России, стран Центральной Азии и Китайской Народной Республики,  в системном решении ключевых проблем на пути интеграции, в том числе с точки зрения задействования потенциала такого принципиально важного партнера как Исламская Республика Иран. В этой связи представляется целесообразным, с одной стороны, максимально приблизиться к концептуальному пониманию сути ключевых проблем на пути интеграции и развития в Евразии, а, с другой стороны, попытаться адекватно оценить значительный потенциал Ирана в решении данных проблем, а также в целом приветствовать недавние и ожидать все новые достижения российской дипломатии в иранском направлении.

 
Россия, Китай и Европа в Центральной Азии: к новым задачам на повестке дня Евросоюза Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов   
05.08.2011 09:38

Отношения Российской Федерации (РФ), Китайской Народной Республики (КНР) и стран Европейского Союза (ЕС) с  государствами Центральной Азии (ЦА) за последние 20 лет, прошедших с момента распада СССР и обретения республиками региона независимости являются насыщенными самыми различным событиями, в которых политика, экономика и безопасность тесно переплелись друг с другом. При этом, российская, китайская и европейская  вовлеченность в дела региона различна, имеет свою собственную специфику, как и отличается значение Центральной Азии и конкретных ее стран для России, Китая и Европы, а также готовность Москвы, Пекина, Брюсселя и других столиц государств Евросоюза к координации усилий друг с другом в центральноазиатском регионе.

 
История отношений между Россией и Китаем: как лучше усвоить основные уроки? Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
20.07.2011 13:30

Российско-китайское взаимодействие в том или ином виде имело место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века это взаимодействие было весьма слабым в силу значительной географической отдаленности России и Китая друг от друга. Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали лишь примерно с конца 1850-ых годов. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, можно даже сказать союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов с какой-то странной неумолимостью происходило резкое ухудшение двусторонних отношений. Так в чем же основные исторические уроки для современных России и Китая? Попытаемся ответить на этот сложный вопрос, концептуально-схематично рассмотрев каждый из основных исторических этапов российско-китайских отношений в отдельности.

 
Внешняя политика Европейского Союза в Центральной Азии: общие направления, основные «проекты» и этапы Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
14.06.2011 09:00

Как представляется, главной целью внешней политики Европейского Союза (ЕС) в Центральной Азии (ЦА) было и остается постепенное вовлечение региона в орбиту влияния путем продвижения европейских стандартов в области государственного, общественного и экономического управления. Основными инструментами данной политики являются финансовое, техническое и политико-дипломатическое содействие внедрению таких основополагающих элементов европейских ценностей как демократия, права человека, либеральные принципы в экономическом и государственном строительстве. Все это, по замыслу Брюсселя, должно служить обеспечению прочных и долгосрочных геоэкономических / геополитических позиций Евросоюза в стратегически важном центральноазиатском регионе, находящемся на стыке России, Китая и исламского мира.     

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 5

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ