НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Экспертное обсуждение: значение событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке для Центральной Азии и СНГ Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: В.Парамонов   
06.03.2011 12:26

События на Ближнем Востоке и в Северной Африке – это, пожалуй, одна из главных тем не только в мире, но в конкретных регионах, в том числе в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), а также в СНГ в целом. В этой связи, проектом «Центральная Евразия» организовано экспертное обсуждение с участием двух известных экспертов / аналитиков по Центральной Азии и постсоветскому пространству: Сайфулло Садулоевича Сафарова (Таджикистан), заместителя директора Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан и Александра Дмитриевича Собянина (Россия), руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества.

 
События на Ближнем Востоке и в Северной Африке: значение для Центральной Азии и СНГ Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов   
01.03.2011 09:00

Ближний Восток и Северная Африка остаются в центре внимания всего мира в связи с революционными потрясениями, которые словно волны цунами накрыли эти два тесно связанных друг с другом региона. Уверен, что многих в Центральной Азии и СНГ, да и вокруг постсоветского пространства волнует следующий вопрос: какое влияние, уже оказали и еще могут оказать данные революционные потрясения на ситуацию в центральноазиатском регионе и СНГ в целом, а также в каждой из постсоветских стран в отдельности?

На мой взгляд, самое главное – следует четко понимать, что ситуация в каждом отдельно взятом регионе имеет свою специфику. Однако, очевидно и то, что есть и определенные общие элементы, схемы / подходы к анализу и, соответственно, прогнозу:
- с одной стороны, существует некая сумма внутренних факторов, обуславливающих развитие событий в каждой из конкретных стран того или иного региона;
с другой стороны – существует сумма внешних факторов, в том числе связанных с подверженностью влиянию конкретной страны извне.

 
Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Часть 3. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов   
26.02.2011 12:00

Взаимодействие специальных служб и правоохранительных органов
В целях координации усилий органов безопасности и специальных служб решением Совета глав государств СНГ от 28 марта 1997 года был создан Совет руководителей органов безопасности (СРОБ) СНГ. Кроме того, в июне 1999 года Советом глав государств был также подписан Договор «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом». Указанный документ явился правовой основой для осуществления взаимодействия силовых структур стран СНГ в вопросах выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма.

 
Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Часть 2. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
25.02.2011 09:00

Охрана воздушного пространства
Наиболее положительным и заслуживающим особого внимания примером развития многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ является взаимодействие по охране воздушного пространства. В 1995 году была создана Объединенная система противоздушной обороны (ОС ПВО) СНГ, основные задачи которой заключались в координации действий по охране воздушного пространства и ведении согласованных действий войск ПВО государств Содружества по возможному отражению воздушно-космического нападения. В созданную в 1995 году Объединенную систему ПВО вошли Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, однако позднее, в 1997 году Грузия и Туркменистан фактически свернули свое участие в ОС ПВО СНГ.

 
Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Часть 1. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов   
24.02.2011 09:00

Распад Советского Союза и последовавший за ним «парад суверенитетов» привели к разрыву десятилетиями складывавшихся крайне тесных социально-политических, экономических и культурных связей между бывшими союзными республиками, а ныне – независимыми государствами. Не менее катастрофичными явились последствия распада СССР и с точки зрения безопасности. В условиях, когда в глобальном масштабе возник существенный дисбаланс сил, а по периметру бывшего Советского Союза складывалась непростая ситуация (разгорание очагов напряженности, постепенное приближение к границам бывшего СССР инфраструктуры НАТО), была разрушена некогда единая система обороны от внешней агрессии и угроз. Тем самым была поставлена под  сомнение сама возможность отстаивания постсоветскими странами своих долгосрочных национальных интересов и выбора ими самостоятельного пути развития.

 
Проблемы в сфере экономических отношений между Китаем и странами Центральной Азии: кто виноват и что делать? Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков и О.Столповский   
23.02.2011 20:00

На протяжении многих веков между Китаем и Центральной Азией (ЦА) шел интенсивный процесс экономического взаимодействия.В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) государственные образования, расположенные на территории региона, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Они имели статус хорошо развитых торговых, финансовых и производственных центров. При этом Китай долгое время оставался для этих территорий локомотивом торговли, важнейшим источником научных знаний и передовых технологий. Во второй половине XIX века ЦА вошла в состав Российской империи и ее экономические связи с Китаем начали ослабевать. Так как в советское время Центральная Азия являлась составной частью СССР, то ее самостоятельные отношения с Китаем были фактически свернуты. С распадом Советского Союза и обретением в 1991 году странами Центральной Азии национальной независимости, казалось бы, вновь открылись исторически уникальные перспективы для экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой (КНР), основой чего стал бы восстановленный Великий шелковый путь – сухопутный торговый транзит между Европой и Азией.

 
ШОС как важный механизм взаимодействия России и стран Центральной Азии в сфере безопасности: к задаче поиска и защиты общих экономических интересов Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
11.02.2011 11:00

Многостороннее сотрудничество Российской Федерации с государствами Центральной Азии (ЦА)  в сфере безопасности помимо формата Содружества независимых государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые, по сути, являются интеграционными структурами постсоветских республик, осуществляется также и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой является Китайская Народная Республика (КНР). Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, безусловно накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой важной и в то же время деликатной сфере как безопасность.

 
Сотрудничество между Китаем и Узбекистаном: основные направления Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский   
09.02.2011 09:00

Несмотря на то, что Республика Узбекистан (РУз) стала первой центральноазиатской страной, с которой Китайская Народная Республика (КНР) установила дипломатические отношения (2 января 1992 года), на протяжении 90-х годов ХХ века и даже в первые годы XXI века отношения между Китаем и Узбекистаном развивались по-восточному неторопливо. Например, те же экономические связи вплоть до 2002 года включительно ограничивались преимущественно торговлей, да и то в незначительных объемах.

Устойчивая тенденция к более поступательному развитию взаимодействия наметилась лишь после 2003 года и, как представляется, со стороны Китая было продиктовано не столько экономическими, сколько геополитическими соображениями, учитывая тот факт, что Узбекистан во многих отношениях является ключевым государством региона. Знаковым событием стал визит в 2004 году в г.Ташкент председателя КНР Ху Цзиньтао. По результатам данного визита был подписан целый ряд соглашений о развитии политического, экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества.

 
Дестабилизация Кыргызстана как результат дезинтеграции постсоветского пространства: основные проблемы и рекомендации для России Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов   
02.02.2011 16:00

Кырзызская Республика (КР) вновь приковывает к себе внимание с весны-лета 2010 года, когда в результате массовых волнений был смещен президент К.Бакиев и был спровоцирован искусственный конфликт на межнациональной почве в южных регионах КР. В условиях же сохраняющейся нестабильности в Кыргызстане, вызванной сложной суммой как внутренних, так и внешних факторов, представляется, что без существенной внешней поддержки (или даже «дружественной интервенции») шансов на спасение у КР уже нет и, скорее всего, больше и не будет. Но почему же спасение Кыргызстана должно быть принципиально важно именно для России? Что может и что должна предложить РФ? Следует ли вообще ей «бросать» свои и так ограниченные ресурсы в «кыргызский котел»? Ответы на эти и многие другие вопросы напрямую связаны с поиском ответов на вопросы иного порядка: о стратегическом курсе самой России, ее жизненной заинтересованности в контроле процессов на всем постсоветском пространстве в целях его стабилизации и устойчивого развития. Как представляется, именно в этой плоскости и лежит путь к спасению самой России, а также выполнению ею своей исторической миссии в Евразии. Отказаться от этого пути и от этой миссии – по большому счету значит обречь РФ на следование кыргызскому сценарию событий, так как то, что сегодня происходит с Кыргызстаном – это, во многом, результат продолжающейся дезинтеграции всего постсоветского пространства:

  • с одной стороны, геоэкономическая дезинтеграция ведет к углублению экономико-географической изоляции и сырьевой ориентации КР в системе глобальных и даже региональных (в том числе с РФ) экономических связей;
  • с другой стороны, геополитическая дезинтеграция препятствует формированию полноценных отношений между Кыргызстаном и  другими постсоветскими странами и в целом государствами-соседями КР, а также выработке долгосрочных приоритетов и интересов в противовес краткосрочным и коммерческим.

 

 
Укрепление позиций России в энергетике стран Центральной Азии возможно в стратегическом союзе с Китаем Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
02.02.2011 10:00

В период существования СССР топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России и республик Центральной Азии был единым организмом, жизнеспособность которого обеспечивалась за счет тесных структурно-технологических связей между всеми ключевыми отраслями ТЭК указанных республик, отлаженных десятилетиями схем и алгоритмов взаимодействия. Функционирование самих отраслей ТЭК, в свою очередь, тесно подчинялось целям развития реального сектора экономики в рамках объединенной единым и долгосрочным государственным планом общей для России и Центральной Азии стратегии в сферах политики, экономики и безопасности.

Распад СССР привел не только к исчезновению единого экономического, политического, оборонного и энергетического пространства, но и к двум другим принципиально важным последствиям:
- эрозии основной функции самого ТЭК – обеспечивать устойчивость общей сферы материального производства, что представляется естественным в условиях «стратегического» курса России и ряда стран Центральной Азии на реализацию либеральных реформ и глобализацию;
- волне центробежных – дезинтеграционных тенденций, поддерживаемых курсом России и стран Центральной Азии на многовекторность.

 
«Большая игра» за энергоресурсы Центральной Азии: 20 лет после распада СССР Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: В.Парамонов   
29.01.2011 15:00

(основные тезисы и идеи)

 

Традиционно российская зона ответственности – Центральная Азия перестает быть таковой. Складывающаяся ситуация в энергетической сфере – лишь одно из многих, хотя и наиболее ярких тому свидетельств. Набирающий силы Китай и другие азиатские игроки, по-прежнему активные США, к тому же закрепившиеся в Афганистане, слабеющие Россия и Европа – вот общая картина первого раунда «Большой игры» за энергоресурсы Центральной Азии, ознаменовавшего собой 20-ти летие после распада СССР. Кто выиграет следующий – очередной  раунд, а кто проиграет? В данной статье предлагаются лишь основные тезисы и идеи. Статья  не претендует на охват всех факторов и всех нюансов «Большой игры», тем более, что эта игра является частью процессов не только регионального, но и глобального и национального характера, причем, не только и не столько в энергетической сфере, но и в сферах экономики, политики и безопасности в целом.

Россия и российские компании

Большей частью своей истории Россия доказывает, что хочет стать составной часть Европы и Запада в целом. Политика советской и тем более постсоветской России также укладывается в рамки этого иллюзорного движения в евро-атлантическом направлении. Энергетическая сфера – не исключение, что особенно видно на примере поставок нефти и газа. Даже в советское время, когда в российско-европейских отношениях возник серьезный идеологический барьер, поставки энергоресурсов из России и Центральной Азии были ориентированы Москвой исключительно в европейском направлении и осуществлялись на регулярной основе.

 
В.Парамонов: «Россия и Центральная Азия – геополитически и геоэкономически взаимозависимы и взаимосвязаны» Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
28.01.2011 19:45

Полный текст интервью В.Парамонова шеф-редактору ИА «REGNUM» (Россия) по Казахстану Михаилу Пак от 28.01.2011.

Вопрос: какой будет на ваш взгляд, Средняя Азия в 2011 году? Кто усилится, где возможны очаги возникновения дестабилизации, как будет выглядеть «дуга нестабильности»?

Я бы ответил так: Центральная Азия, включая Россию и Казахстан, останется в непосредственной близи «дуги нестабильности», а отдельные страны региона как Кыргызстан и Таджикистан даже могут в нее погрузиться. Попытки же дистанцироваться от понятия «Центральная Азия» не будут успешны. Географию не изменишь легким движением руки ни в Москве, ни в Астане, ни в столице любой другой страны. Правильно когда то сказал Владимир Путин о том, Россия – это составная часть Центральной Азии ... Вместе с Россией и Казахстаном мы были и останемся еще долгое время достаточно единым регионом с общими проблемами и общими перспективами. А усилится, безусловно, Китай. Ослабнет, безусловно, Россия. Надеюсь, что в Казахстане не произойдет ничего плохого, в том числе связанного с переделом сфер и секторов влияния.  В свою очередь, для Узбекистана и Туркменистана основной сценарий развития – стабильность.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 10 из 23

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ