ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Как помочь таджикскому Бадахшану? Советы Владимиру Путину Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
13.09.2012 21:37

В рамках проводимой виртуальной экспертной дискуссии «Советы Владимиру Путину» проект «Центральная Евразия» организовал обсуждение ситуации в  Горно-Бадахшанской автономной области  (ГБАО) Республики Таджикистан (РТ), где совсем недавно имела место быть эскалация вооруженного конфликта, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы как среди представителей силовых структур РТ, так и среди мирного населения.

Помимо оценки причин самого конфликта главным вопросом в ходе дискуссии был следующий: что Россия, другие страны постсоветского пространства, а также такие институты как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация  Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), могут и должны сделать применительно к ситуации в таджикском Бадахшане?

В обсуждении приняли участие следующие эксперты: Сергей Абашин (Россия), Арустан Жолдасов (Узбекистан), Сайфулло Сафаров (Таджикистан), Александр Князев (Россия), Фарход Толипов (Узбекистан), Валерий Иванов (Россия), Розани Исмаилова (Казахстан), Игорь Шестаков (Кыргызстан), Леонид Бляхер (Россия) и Дмитрий Орлов (Кыргызстан).

Однако, публикация данных экспертных мнений вызвала неоднозначную реакцию как рядовых читателей, в первую очередь из самого Таджикистана, так и некоторых таджикских экспертов. В этой связи проект «Центральная Евразия» предоставил возможность высказаться всем тем экспертам, кто не смог высказаться ранее:  Сунатулло Джоонбобоеву (Таджикистан), Игорю Шевырёву (Украина), Андрею Казанцеву (Россия) и Дулатбеку Кыдырбекулы (Казахстан).

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта «Центральная Евразия»: я еще раз хочу подчеркнуть, что целью дискуссии не является «раскручивание» или «педалирование» конфликта или чего-то еще. Наоборот, цель – адекватно разобраться в ситуации, оценить ее с разных перспектив и главное помочь Таджикистану, в первую очередь мирному населению Горного Бадахшана.

Второе, дискуссию никто не «заказывал»: она «родилась» по инициативе одного из ведущих российских экспертов по Центральной Азии – Сергея Абашина. Третье, в дискуссии нет политической подоплеки, а основное внимание сводится к двум простым словам: «понять» и «помочь».

В этой связи, особый акцент я делаю на том, что у каждого эксперта, принимающего и принявшего участие в дискуссии, есть своя специализация, свой профессиональный опыт и свое профессиональное понимание того, что происходит и того, как это укладывается в некую концептуальную картину, присущую каждому специалисту.

Поэтому лично я во многом не согласен с позицией, представленной уважаемым  Сунатулло Джоонбобоевым, так как (1) она отрицает очень многие, на мой взгляд, очевидные вещи и (2) несправедливо и незаслуженно обвиняет экспертов, по сути, в «очернении» народа таджикского Бадахшана. Тем не менее, хочу отметить, что эксперты должны работать на благо простых людей и не имеют право на «личные обиды», должны прислушаться к альтернативным точкам зрения, в том числе к критике в свой адрес. Следуя этому неписанному правилу, я даю первое слово представителю Таджикистана – Сунатулло Джоонбобоеву.

Сунатулло Джоонбобоев (Таджикистан), старший научный сотрудник Университета Центральной Азии: я не считаю себя экспертом в политических вопросах, а поэтому зачастую воздерживаюсь от комментариев. Но когда вижу, что «эксперты» несут ерунду, я не могу остаться равнодушным. Тем более, когда речь идет о регионе – ГБАО, который, кажется, я знаю чуть больше других.

Было бы самое элементарное знание о таджикском Бадахшане у этих так называемых экспертов...! Были ли хотя бы один раз в ГБАО? Хотя, что дает одно единственное посещение...? Встречались ли они и говорили ли они с людьми? Что они знают об истории, культуре, нынешнем состоянии дел в экономике и т.д.? Им дела нет до таких сложностей: им давай «жаренных» фактов, им важно написать лишь бы что-то о людях, живущих и трудящихся в непростых высокогорных условиях и при этом создающих самобытную культуру, сохраняющих самое благородное человеческое лицо...!

Мне стыдно отвечать на многие необоснованные заявления: на небылицы об экстремизме, о предотвращении воображаемых планов по созданию «мафиозного государства» (С.Сафаров), об якобы противостоянии северных (равнинных) и южных (горных) таджиках, о родоплеменном делении (Л.Бляхер), об якобы незавершенности  национального строительства (nation-building) в Таджикистане (Ф.Толипов), о синдроме гражданской войны (Ф.Толипов, В.Иванов), которая в действительности была навязана таджикам извне (!), о призыве к узбекским, киргизским и казахским друзьям оказать помощь в борьбе с несуществующим терроризмом, который якобы вот-вот перейдет границу СНГ  (С.Сафаров), об эффекте домино (Р.Исмаилова) и т.д.

В ход пошли все существующие и несуществующие стереотипы и шаблоны ... Мне не жалко этих «экспертов» и того, как они будут выглядеть в глазах своих друзей, которые знают реальную ситуацию...! Но мне крайне жалко простых читателей, которые тратят свое драгоценное время на такое бесполезное чтение мнений этих «экспертов» и им подобных ...

Казалось, есть вещи, которые должны быть понятны всем: везде в мире люди протестуют против несправедливости, беззакония, широко распространенной формы коррупции во всех властных структурах и т.д., везде в мире идет постоянный диалог между гражданским обществом и государством (конечно кроме некоторых стран СНГ...) по совершенствованию системы управления, верховенству закона и т.д. Здесь и власть и народ одновременно приобретают новые навыки общения, повышают свою политическую культуру: хотя бы такой дорогой ценой. А вы знаете другие пути?! Но почему то хорогчанам в этом было отказано....! То бишь не заслужили?!

Мне было жалко то, что «эксперты» не замечают очевидного. За ширмой того, чтобы вызвать тотальный страх перед Движением «Талибан», показать свою дееспособность и предложить альтернативные пути, они создают ситуацию прострации, создают тупиковые мыслительные конструкции в сознании читателей и лишают людей возможности выбора. Тот же А.Князев, который выделяется среди экспертов принявших участие в дискуссии, своей относительной рациональностью, становится рупором авторитарного российского режима Путина-Медведева, чем и теряет сразу интерес к себе...!

Другие «эксперты» никак не могут поверить в демократические возможности народов Центральной Азии и вместо того, чтобы поддержать эти тенденции они загоняют их (народы) в ложе тоталитарных режимов, то ли местных, то ли региональных, например, России (А.Князев) или Узбекистана (В.Парамонов). Однако все мы знаем о пагубной роли российского руководства в ухудшении отношений Таджикистана и Узбекистана. Пример – выступление Медведева в Ташкенте о строительстве Рогуна..!

К сожалению, нужно отметить, что никто из «экспертов» не заметил роль гражданского общества в установлении мира в Хороге и вместе с этим эти «эксперты» способствуют нарушению хрупкого мира, достигнутого в Хороге! На самом деле они занимаются очернительством простого народа, больше половины которого находится в миграции и поддерживает свои семьи оттуда. Вот что является действительным источником существования народа, а не наркотики! Роль наркотрафика слишком преувеличена: он на самом деле не кормит народ, а кормит непонятно кого и какую группу... И он не собственно таджикское\бадахшанское изобретение...! «Эксперты» так далеко зашли, что стали говорить о суннитско-шиитских противоречиях, чего, по сути, до сих пор в этом регионе не было...!

Мне также не нравится высокомерное, менторское отношение к другим. Учили бы они с таким же успехом правителей своих стран, а не только Э.Рахмона (хотя в случае с С.Сафаровым и его также!) и народ Таджикистана...!

Я, кажется, об этом как раз стараюсь и говорить. Насколько мне известно, ситуация уже нормализуется. На основе достигнутого договора между силовыми органами, представителями демонстрантов и группы 20. Согласно этому соглашению армия выводится из города или на периферию, или частично на места постоянной дислокации. Ответственность берут на себя органы милиции и местные добровольцы. До сих пор не было серьезного нарушения этого договора после второго закрепления его подписями всех сторон.

Причин конфликта много: социально-экономические, общественно-политические и военные т.д. Это долгий разговор. Очень много накопилось нерешенных проблем в области... Об основных причинах конфликта могу сказать лишь следующее: из-за непрофессионализма военных были нарушены базовые констуционные права граждан города – это и стало основным мотивом протестующих! Вместе того, чтобы способствовать решению социально-экономических проблем, вести планомерную правовую работу (например, расследовать убийства в рамках уголовного дела и т.д.) силовики способствовали рождению нового конфликта между ними и жителями микрорайонов города. Слава Богу, что этот конфликт уже позади, идет нормализация ситуации.

Моя главная рекомендация: не надо мешать этому и необходимо поддержать мирный процесс всеми силами и возможностями, в том числе информационными. Как помочь? – Не нужно провоцировать народ или власть на новый конфликт! Все национальные и региональные и международные институты должны способствовать данному процессу,  чтобы конфликт не повторился. Не надо открывать  у нас  под боком второй Афганистан! Народы региона, в том числе таджикский Бадахшан сохраняют большой заряд миролюбия – его и надо использовать и приумножать! Не надо дезинтегрировать эту энергию! Это большой социальный капитал! И то, что центральное правительство стало прислушиваться к голосу простого народа и гражданского общества – тоже беспрецедентный шаг, который надо только приветствовать, а не осуждать!

Это новый хороший политический капитал в Центральной Азии, который еще надо по достоинству оценить! Страны региона, если они действительно хотят стабильности, должны не закрываться в трудное для Таджикистана или другой страны время, а открыть свои сердца и возможные ресурсы, не говоря о закрытии дорог!

Не надо создавать проблемы друг другу – все это обернется против всех нас. Не нужно диктовать друг другу, а надо сотрудничать во имя благосостояния всех! Таджикистан с его уникальным Бадахшаном, с его огромными водными и энергетическими ресурсами не является проблемой, а предоставляет величайшие возможностями для международных коммуникаций и всестороннего развития Центральной Азии и других частей Азии.

Нужно просто отказаться от шаблонных мыслей, стереотипов друг о друге, от детской болезни соревновательности, от мышления категориями периода Холодной войны, от колониальных амбиций, подражательства, заигрывания с супердержавами и т.д., а интегрироваться там, где это пока возможно! Нужно смотреть в глаза соседу, без обмана и двуличия на блага нынешних и будущих поколений стран региона. Для этого есть все ресурсы: природные, интеллектуальные, культурные. Не хватает только политической воли равных, обязательно равных сторон и народов! Это пока то, что я думаю.

Не хотите, чтобы больше критиковал Ваших «экспертов» –  не буду! Впрочем, я это уже сделал..., и, надеюсь, им это пойдет только на пользу!

Игорь Шевырёв (Украина), директор Центра изучения Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона: Таджикистан лихорадит уже давно. Первые годы независимости только ознаменовались вспышками насилия. В начале путинской президентской карьеры, когда Россия стала восстанавливаться после «лихих 90-х», тоже предпринимались попытки дестабилизировать Таджикистан.  Сейчас повторяется «старая песня» на новый лад.

А по сути, в Таджикистане идет методическая зачистка политического поля. Изматывание всех: прежде всего, таджиков, а также русских, узбеков, ШОС.

Сначала прошла зачистка от коммунистов, затем – добивались любые проявления российского влияния. Как показал прошлогодний скандал вокруг «ареста летчиков», уже на тот момент у Москвы не осталось серьезных рычагов влияния на Душанбе.  В то же время, усиливаются позиции политического Ислама. И Таджикистан балансирует на грани полной исламизации. России в этой ситуации остается или смириться с такой исламизацией (и в таком случае, не факт, что новый Таджикистан потянется в Евразийский союз), или продолжать поддерживать власть Э.Рахмона (к которому у Москвы накопилось немало претензий).

Самую главную битву Россия уже проиграла – битву за молодую элиту Таджикистана. За умы тех, кому жить, работать, править в этой стране, заниматься ее проблемами. Впрочем, не будем сгущать краски.

Вообще-то, радикальные исламисты метят взять под контроль всю страну. Но это не получается. Поэтому была предпринята попытка отхватить хотя бы часть – Горный Бадахшан. Но и это не увенчалось успехом.

Но поскольку причины конфликта не устранены, скорее всего, подобные эскалации напряженности будут продолжаться и далее. Кстати, важную стабилизирующую роль в этом играет военная база России, дислоцирующаяся в Таджикистане. Если базу убрать, первым «рухнет» Э.Рахмон, а Таджикистан может вообще разорвать на части. Итого: оптимальный вариант – Москве нужно работать с таджикским молодым поколением, которое придет на смену власти Э.Рахмона.

Андрей Казанцев (Россия), доктор политических наук, директор Аналитического центра МГИМО(У): я бы вслед за уважаемым Ф.Толиповым обратил внимание на то, что события в Горном Бадахшане совпали с процессом вывода американских войск из Афганистана, который должен завершиться в 2014 г.

Вывод войск США из Афганистана, планируемый на 2014 г., может совпасть по времени с очередным витком дестабилизации в Центральной Азии в целом. На мой взгляд, наибольшую угрозу для России представляет даже не неизбежное осложнение ситуации в Афганистане, а взаимосвязь событий в этой стране с событиями в соседних Таджикистане и Кыргызстане. В свое время под влиянием событий во Вьетнаме возникла знаменитая «теория домино». Падающие домино могут задевать одно другое и, таким образом, создается целая серия событий. Так вывод войск США из Вьетнама привел к изменению режимов в соседних Лаосе и Камбодже.

Вот в этом контексте я предлагаю рассматривать события в Горном Бадахшане. Они показывают, насколько хрупка в настоящее время таджикская государственность. Причем, для этого есть ряд объективных причин, прежде всего, экономического характера. Достаточно тяжело построить сильное государство в очень бедной стране, живущей, в существенной мере, за счет таких факторов, как ремиссии трудовых мигрантов и транзит наркотиков. Тем более, с непреодоленными последствиями гражданской войны. Ряд событий до этого (прежде всего, антиузбекские погромы на юге Кыргызстана) показали хрупкость государственности в Кыргызстане. Если последовать приведенной выше метафоре, то Афганистан-Таджикистан-Кыргызстан – это три последовательно стоящих, причем, очень нетвердо стоящих домино. Падение одного из них может привести к падению всей серии.

События в Горном Бадахшане показали ту модель, по которой власти Таджикистана могут окончательно утратить контроль над частью собственной территории и, соответственно, данное государство может вновь стать еще одним «несостоявшимся государством».

Мне представляется, что возможность образования целой серии слабо контролируемых собственным правительством территорий в виде «коридора нестабильности», тянущегося от племенных территорий Пакистана в Афганистан и далее в Кыргызстан и Таджикистан со всеми вытекающими последствиями в виде интенсификации транзита наркотиков, растущих связей между организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. Это является одной из важнейших угроз, которым Россия должна противостоять. События в Горном Бадахшане, с моей точки зрения, еще раз подтверждают всю реальность этой угрозы.

Представляется, что Москва могла бы противостоять этим угрозам при помощи целого ряда мер.

1. Необходимо усиление помощи по военной и военно-полицейской линии Кыргызстану и Таджикистану в рамках ОДКБ. Одновременно я полагаю, что преждевременно ускорять интеграцию этих государств в Таможенный союз и другие более высокие формы евразийской интеграции, так как это может привести к увеличению прозрачности границ России для нетрадиционных угроз безопасности с территории данных государств. В принципе, наиболее желательно было бы возникновение хорошо охраняемой границы Таможенного союза по южным рубежам Казахстана.

2. В настоящее время экономическое влияние КНР в Центральной Азии продолжает расти, вытесняя влияние России. Однако Москва, по-прежнему, несет достаточно серьезное бремя по поддержанию стабильности в регионе. После вывода американских войск из Афганистана это бремя только возрастет. Экономические проблемы в России и серьезная вовлеченность в решение других военно-дипломатических задач могут помешать Москве наращивать усилия по поддержанию региональной стабильности.

Поэтому необходимо убедить китайских партнеров увеличить степень их вовлеченности в поддержание стабильности в регионе в неконкурентном с Москвой формате. Удобным форматом для этого является ШОС. ШОС также осталась единственным работоспособным многосторонним форматом для поддержания взаимодействия России с Узбекистаном. Между тем, решать таджикские проблемы без учета интересов Ташкента, как показал опыт, в том числе, Москвы, невозможно.

3. В рамках новой «Большой игры» за влияние на Центральную Азию Россия и Запад традиционно стараются обеспечивать безопасность в Кыргызстане и Таджикистане в конкурентном формате. Однако такой формат оказания помощи приводит зачастую не к уменьшению угроз, а, напротив, к их возрастанию за счет усиления геополитических проблем. В столь сложной ситуации, которая сейчас складывается в регионе, обеим сторонам желательно стремиться к преодолению конкурентного формата оказания помощи. Это – непростая дипломатическая задача, но ее надо решать. К «Большой игре» можно вернуться потом, когда наиболее острые проблемы региона будут преодолены.

4. Казахстан – это 2/3 ВВП всей Центральной Азии. Кроме того, из Астаны многие проблемы региона видны лучше, чем из далекой Москвы. Власти Казахстана также традиционно демонстрируют экстраординарные способности к тому, чтобы договариваться со всеми игроками, вовлеченными в центральноазиатские проблемы. Поэтому России надо усиливать взаимодействие с Астаной в решении региональных проблем.

Дулатбек Кыдырбекулы (Казахстан), профессор Международного университета информационных технологий: все мировые державы закрыли глаза на события в Бадахшане. И этим боевики тщательно пользуются. Таджикские войска не могут справиться. Они отступили, считая это либо маневром, либо то, что боевики якобы прекратили сопротивление. Бадахшан более уязвим к «афганскому обстрелу», чем остальной Таджикистан. В отличие от других таджиков бадахшанцы имеют родственные связи по другую сторону Пянджа. Долгое время бадахшанцы отсиживались в тишине, а теперь от них идет новый виток напряженности в таджикском обществе. Считаю, что только страны Центральной Азии могут помочь Таджикистану разрешить эту проблему и, возможно, без России.

Владимир Парамонов: спасибо уважаемые коллеги за Ваши оценки. Повторюсь, что не согласен с обвинительной позицией Сунатулло Джоонбобоева. Тем не менее, такая позиция должна быть услышана, так как, возможно, отражает определенный спектр мнений в самом таджикском обществе. С этим нужно считаться.

Подводя же итог этой части дискуссии отмечу, что, на мой взгляд, Таджикистан нуждается в срочной помощи со стороны своих партнеров из Центральной Азии и постсоветского пространства, в том числе по таким институтам как ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Однако, главной проблемой на этом пути остается растущая неготовность самого Таджикистана слышать и слушать своих же партнеров и друзей… Существенные, если не сказать кардинальные, расхождения в экспертных оценках, которые были очевидны в ходе данной дискуссии – лишь один из наглядных тому примеров, примеров совсем другого спектра настроений и мнений, которые утверждаются в братском Таджикистане. И с этим тоже следует считаться. Более того, я вижу, что Таджикистан может выбрать путь поиска внешнего врага и внешних причин всех своих проблем. Это тупиковый путь.

Поэтому главной рекомендацией, которую я, надеюсь как эксперт, могу предложить может быть только следующая: пока не совсем поздно необходимо всемерно вовлекать представителей Таджикистана в диалог, будь он политический, экспертный или общественный. Важно срочно преодолеть ту дистанцию непонимания, отчуждения и изоляции, которая возникла между Таджикистаном и остальными постсоветскими странами за какие-то 20 лет. Только тогда мы вновь сможем говорить одним языком / одними категориями и только на такой основе можно будет строить общее будущее, сообща решать стоящие на пути развития проблемы.

Иначе, на мой взгляд, как бы кто и что бы не говорил, но перспективы выживания для Таджикистана крайне туманны. И такие «перспективы» бумерангом будут бить по стабильности всей Центральной Азии, Центральной Евразии и всего постсоветского пространства…          

Виртуальный экспертный форум «Советы Владимиру Путину». Часть 24.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом «Время Востока» (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/ при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия) и Информационно-аналитического центра МГУ (Россия).

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ