"Без помощи стран-соседей Кыргызстана решение его проблем невозможно" Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ

Интервью В.Парамонова Фонду эффективной политики (Россия) от 17.06.2010.

Вопрос: Ситуация в Кыргызстане на сегодняшний день остается сложной. Как бы Вы оценили нынешнее положение дел?

Чтобы оценить ситуацию, главное - попытаться рассмотреть ее в ретроспективе и во взаимосвязи с основными факторами, приведшими к дестабилизации юга Кыргызстана и ведущими к дестабилизации всей страны.

Во-первых, принципиально важно понимать, что системный кризис в Кыргызстане наступил не сегодня и даже не вчера. Данная страна медленно, но уверенно шла по пути дестабилизации с момента распада СССР в условиях:

  • постепенного ослабления системы государственной власти;
  • отсутствия национального проекта и национальной идеологии;
  • растущих внешнеполитических метаний;
  • слепого копирования ультралиберальных идей и схем в экономике и политике;
  • роста коррупции, клановости и влияния наркобизнеса;
  • усиливающейся неустойчивости к внешнему влиянию, не только крупных государств, но и со стороны радикального ислама.

Причем, все это ошибочно воспринималось как движение страны по пути политической демократизации и экономической либерализации. Кыргызстан сам ввел себя в системный штопор.

Во-вторых, закономерным и мощным потрясением для Кыргызстана стала информационно поддержанная Западом так называемая революция 2005 года. Необходимо отметить, что пришедшие к власти "революционеры" - во главе с К.Бакиевым, тем не менее, попытались выстроить более устойчивую вертикаль власти и, одновременно, выгодно для себя разыграть "кыргызскую карту" в геополитической игре в регионе. Однако, как и в случае с предшествующим режимом, власть допустила ряд грубых, системных просчетов, как во внутренней, так и во внешней политике, в первую очередь, в отношениях с Россией. Это не могло не вызвать роста оппозиции, которую информационно поддержал уже не Запад, а сама Россия.

В-третьих, необходимо четко понимать, что все вышеизложенное вылилось в очередную, так называемую революцию 2010 года, что стало еще одним мощным и глубоким потрясением для Кыргызстана, которое страна уже не смогла и, навряд ли, сможет вынести без внешней помощи.

В целом, системный кризис в Кыргызстане - это во многом результат именно суммы внутренних факторов. С одной стороны, всю ответственность за это несут те силы, которые "руководили" этим "островком демократии" с момента распада СССР. При этом должно быть четко понятно, что Кыргызстан уже давно и, главное, по своей инициативе, стал площадкой для отработки различных вариантов политики со стороны внешних сил. С другой стороны, сам по себе Кыргызстан не представляет существенного интереса для тех же глобальных игроков. Республика нужна лишь как площадка для тех деструктивных сил, которые хотят дестабилизации Центральной Азии и соседних пространств. И, наоборот, всем нам - странам-членам ШОС, государствам Центральной Евразии - нужен стабильный Кыргызстан.

Поэтому, то, что сейчас происходит, в том числе на юге Кыргызстана - прямой результат разбалансированности всей страны. Ясно и то, что межнациональный вопрос - это лишь флаг в руках тех многочисленных внутренних сил, которые стремятся прийти к власти, заработать на этом. Причем эти силы забывают одну простую вещь: разыгрывание межнациональной карты может стереть Кыргызстан с политической карты. Никому из ближайших партнеров и реальных друзей Кыргызстана не нужен еще один очаг напряженности. Если Кыргызстан сам не может справиться с ситуацией, то логичен вопрос введения внешнего управления над республикой. Если же и это не поможет, то логичен другой подход: "нет Кыргызстана, нет проблемы". И это надо четко понимать всем прогрессивным силам в Кыргызстане. Поэтому выбор за этими силами Кыргызстана: или идти на поводу у тех, кто подливает масло в огонь, и, следовательно, потерять свою страну, или все же мобилизоваться на цели стабильности и развития, прекратить весь этот беспредел.

Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, необходимы в данном регионе миротворческие войска? Это должны быть силы ООН, ОДКБ или еще какие-то контингенты?

Мое мнение: необходимы военно-политические усилия России и соседей Кыргызстана по региону Центральной Азии. Лучший вариант: войска ОДКБ при одновременной политической и финансово-экономической (но не военной) поддержке в рамках ШОС - понятно, что со стороны Китая. Это если мы хотим найти решение, сохранить и подпитать интеграционные тенденции на всем постсоветском пространстве. Все остальные меры, схемы и алгоритмы будут вести к прямо противоположным результатам, что мы и наблюдаем сегодня.

Вопрос: Каковы перспективы решения проблемы? Какие возможны модели решения проблем?

Без существенной и главное действенной помощи (военной, финансово-экономической, политической и информационной) ближайших стран-соседей и партнеров Кыргызстана решение его проблем невозможно.

Во-первых, еще "вчера" было необходимо силовыми методами подавить вооруженные группировки. Это задачи не столько армии, сколько спецслужб стран - ОДКБ и ШОС. Мне представляется, что введение соответствующих спецподразделений ОДКБ на территорию Кыргызстана уже само по себе внесет порядок. Не надо забывать, что те мародерствующие и преступные группы, которые действуют сегодня в Кыргызстане, готовы убивать и грабить лишь мирных и безоружных жителей, но не готовы к противостоянию с профессионалами. Я принципиально не согласен с тезисом о том, что тем самым мы можем получить второй Афганистан. Именно бездействие может привести к этому.

Во-вторых, ОДКБ и ШОС следует обеспечить внешние и внутренние условия для стабилизации обстановки и усиления государственных структур Кыргызстана, в первую очередь центральных и местных органов власти, армии и силовых ведомств. Я не исключаю даже введение военного положения и передачи власти переходному военному правительству страны. Армия и силовые структуры, в конце концов, должны сыграть свою роль, а не оставаться заложником чьих-то политических игр. До тех пор пока армия и силовые структуры деморализованы, они бесполезны. Тем более, что так называемое гражданское общество и гражданские политические внутренние силы уже показали свое действительное лицо: алчное, испуганное и беспомощное.
В-третьих, в рамках ЕврАзЭС и ШОС необходимо запустить локомотивные экономические проекты, которые могли бы уже в самое ближайшее время создать устойчивую экономическую основу для социальной и политической стабилизации Кыргызстана, его региональной интеграции.

В целом, же надо поставить аналитическую работу во главу угла всех этих мер: не только в плане их выработки, но и сопровождения. Необходимо просчитывать и планировать, а не рефлекторно реагировать. Поэтому пока нет системной и скоординированной поддержки Кыргызстану со стороны ОДКБ, ШОС и ЕврАзЭС и пока во главу угла всего этого не поставлена аналитическая работа, не может быть речи о стабилизации обстановки в Кыргызстане.

Источник: http://www.kreml.org

Похожие материалы: