ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Торгово-экономические отношения между Россией и странами Центральной Азии: история и современность Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
21.09.2010 09:00

Хотя отношения между Россией и Центральной Азией берут свое начало еще со времен Великого шелкового пути, однако вплоть до середины XIX века экономические связи России были замкнуты в основном на Европу, в то время как с Центральной Азией были крайне слабы. Со второй половины XIX века начинается особая эпоха в истории российско-центральноазиатских экономических отношений. Главной отличительной чертой данной эпохи явилось то, что Россия и Центральная Азия были дважды интегрированы в рамках единых экономических систем: Российской империи, а затем – СССР.

В результате вовлечения центральноазиатского региона в орбиту экономического влияния Российской империи (60-е годы XIX века – 1917 год), Центральная Азия получила широкий доступ на российский рынок. В регион стали поступать значительные российские инвестиции. Однако, государственные образования, находившиеся в то время на территории Центральной Азии, во многом утратили свою самостоятельность, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности. В целом же в период пребывания в составе Российской империи Центральная Азия экономически оставалась крайне слаборазвитым, чисто аграрным регионом, в основном поставщиком хлопка-сырца, шелка и шерсти для российской текстильной промышленности.

Повторная экономическая интеграция Центральной Азии и России (с момента образования СССР до 1991 года) также имела как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, именно на советский период приходится беспрецедентный в истории России и стран Центральной Азии экономический взлет. С другой стороны, советские республики Центральной Азии находились в предельно жестких экономических (и, безусловно, политических и идеологических) рамках командно-административной системы СССР, где действовали принципы планово-централизованного распределения ресурсов (финансовых, материальных и других). Экономические связи между республиками бывшего СССР формировались иногда даже вопреки экономической целесообразности (существовал даже такой официальный термин как «планово-убыточные предприятия»).

Дезинтеграция СССР в 1991 году оказала крайне негативное воздействие на экономические связи между Россией и республиками Центральной Азии. В этом плане особо показателен тот факт, что в 1992 году объемы торговли между РФ и ЦА уменьшились в среднем в 10 раз. В период 1992-1998 годов объемы торговли оставались на достаточно низком, хотя и стабильном уровне – в среднем 6-7 млрд. долларов ежегодно. По итогам 1999 года – после финансово-экономического кризиса в России, объемы торговли сократились в 1,5-2 раза по сравнению со средним показателем периода 1992-1998 годов.  В период 2000-2003 годов торгово-экономические отношения находились в состоянии стагнации. Объемы торговли были сопоставимы с периодом 1992-1998 годов – в среднем 6-7 млрд. долларов ежегодно. Только лишь с 2004 года стала просматриваться некоторая тенденция к интенсификации торговли. В период 2004-2008 годов товарооборот увеличился практически в 3 раза,  с 10,5 до 29 млрд. долларов. В свою очередь, по итогам 2009 года товарооборот России со странами Центральной Азии составил порядка 21 млрд. долларов, уменьшившись на 30% в результате последствий мирового финансово-экономического кризиса.

При этом, анализ структуры торговли между РФ и странами ЦА высвечивает высокую долю сырьевых ресурсов во взаимном товарообороте:
- на протяжении 2003-2009 годов доля сырьевых ресурсов составляла в среднем более 50% от всего объема товарооборота;
- доля готовой продукции составляла чуть более 30%;
- остальные менее 20% приходились на сферу услуг.

В целом, характер торгово-экономических отношений между Россией и странами Центральной Азии свидетельствует о следующем.

Во-первых, увеличение объемов российско-центральноазиатского товарооборота в последние годы (особенно до мирового финансово-экономического кризиса, в период 2003-2008 годов) связано с имевшим местом общим усилением экономических связей всех стран ЦА с РФ. Безусловно, что этому способствовала и тенденция политического сближения Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана с Россией. В случае с Туркменистаном это, во многом, объяснялось и сильной зависимостью газодобывающей отрасли этой страны (главного источника валютных поступлений) от России в плане транспортировки газа, а также поставок оборудования и комплектующих для его добычи и транспортировки.

Во-вторых, характерной особенностью торгово-экономических отношений между Россией и странами Центральной Азии является их ярко выраженная неравномерность. На сегодняшний день наиболее высокие объемы товарооборота наблюдаются между Россией и Казахстаном. Решающий вклад в российско-казахстанское экономическое сотрудничество вносит добыча и транспортировка углеводородов, их переработка и сфера энергетики вообще. Второе место занимает Узбекистан. В свою очередь, объемы торговли с Кыргызстаном и Таджикистаном все еще не играют для РФ практически никакой роли и не заметны даже в общем контексте российско-центральноазиатских торгово-экономических связей. Особым случаем являются российско-туркменские торговые отношения. Формально, объемы российско-туркменской торговли также несущественны на фоне масштабов внешней торговли России (как и в случае с Кыргызстаном и Таджикистаном). Однако, в последние годы свыше 90% туркменских поставок в Россию составлял природный газ, что играло достаточно важную роль для энергетической безопасности России.

В-третьих, структура торговли высвечивает достаточно большие объемы «товарообмена» по схеме «сырье на сырье». Данный факт является отражением унаследованной от бывшего СССР взаимозависимости (в том числе структурной, технологической) тех или иных секторов национальных экономик вышеуказанных стран, и особенно это касается сферы энергетики.

Например, в российско-казахстанской торговле значительную роль играет «товарообмен» энергоносителями. Казахстанская нефть из-за высокого содержания серы (за исключением нефти Тенгизского месторождения) практически не пригодна для переработки на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах, так как они рассчитаны на переработку нефти, не содержащей серы. Поэтому Казахстан значительную часть своей нефти поставляет на российские предприятия, а «взамен» получает российскую нефть, пригодную для переработки на своих заводах.

Кроме того, между Россией и Казахстаном имеет место значительный «обмен» углем. Так уголь Кузнецкого бассейна (Россия) поставляется в приграничные области северо-восточного Казахстана, а уголь Экибастузского месторождения (Казахстан) в близлежащие российские районы. К тому же между областями северного Казахстана и приграничными российскими областями имеет место интенсивный «обмен» электроэнергией, так как населенные пункты (и предприятия) всех вышеуказанных областей еще с советских времен связаны в единую энергетическую сеть.

Другим примером взаимозависимости РФ и стран ЦА могут служить различные случаи, когда вышеуказанные страны покупают друг у друга те виды сырьевых ресурсов, которыми не располагают (или располагают в недостаточном количестве). В частности, Узбекистан поставляет в Россию хлопковое волокно, газ, вольфрамовый и молибденовый концентраты и получает из России алюминий и сырье, необходимое для функционирования предприятий черной металлургии.

Более того, в ряде случаев Россия поставляет в регион те или иные виды сырьевых ресурсов «в обмен» на импорт природного газа (поставки центральноазиатского газа в Россию осуществляются частично за валюту, а частично за те или иные российские товары, в том числе сырьевые ресурсы).

При этом, несмотря на то, что значительные объемы «товарообмена» по схеме «сырье – на сырье» между Россией и странами региона во многом определяются взаимозависимостью тех или иных секторов национальных экономик вышеуказанных стран, а также тот факт, что экспорт РФ в регион содержит большую долю готовой продукции, чем импорт России из региона, все это не меняет общей картины сырьевой ориентации экономических систем РФ и государств ЦА.

Как представляется, в силу чрезвычайно тесной интеграции в советский период сегодня экономики РФ и государств ЦА (равно как и других постсоветских стран) по-прежнему остаются в жесткой взаимозависимости, которую никому из них так и не удалось преодолеть. Это связано главным образом с тем, что исчезновение командно-административной системы (пусть даже и малоэффективной) управления экономикой привело к закономерному экономическому коллапсу, так как альтернативной системы (рыночной) в начале 90-х годов просто не существовало, а сформироваться в кратчайший срок такая система тоже не могла.

Унаследованная от бывшего СССР экономическая взаимозависимость России и государств региона объективно сыграла ключевую роль в том, что в течение постсоветского периода ни одна из вышеуказанных стран так и не смогла создать самодостаточной, сбалансированной и конкурентоспособной в условиях глобального рынка национальной экономической системы.

В настоящее время история уже в третий раз ставит Россию и Центральную Азию перед необходимостью экономической интеграции. Логично было бы предположить, что сильная экономическая (можно даже сказать – геоэкономическая) взаимозависимость вышеуказанных стран должна способствовать ре-интеграции. Однако этого пока не происходит, что наиболее заметно в сфере торговли, основные количественные и качественные показатели которой все еще значительно уступают советскому уровню.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ