Эксперты: Туркмения была и пока остается для России безальтернативным поставщиком газа Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация доклада В.Парамонова, А.Строкова и О.Столповского Агентством "Регнум" (Россия) от 11.11.2009.

 

Узбекские эксперты Владимир Парамонов, Алексей Строков и Олег Столповский в своем коллективном исследовании "Российское нефтегазовое присутствие в Туркмении: основные проблемы, прогнозы и риски" отмечают, что несмотря на систематические осложнения и постоянные возникающие трудности в нефтегазовых отношениях между Москвой и Ашхабадом, Туркмения была и пока остается для России практически безальтернативным и стратегически важным поставщиком газа, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По словам экспертов, обладая значительными запасами "голубого топлива", Туркмения является единственной страной на постсоветском пространстве, которая может экспортировать большую часть (почти 3/4) добываемого газа. Это обусловлено относительно невысоким внутренним потреблением газа в силу малочисленности населения (около 4,5 млн. человек) и отсутствия в стране крупной промышленности.

"Однако, ни высокая заинтересованность РФ в углеводородных, в первую очередь газовых ресурсах Туркмении, ни даже тот очевидный факт, что российское направление в силу транспортно-инфраструктурных факторов остается главным в плане экспорта/транзита туркменского газа, в целом до сих пор так и не привели к существенному укреплению позиций и росту масштабов проектно-инвестиционной активности России и российских компаний в нефтегазовой отрасли Туркмении. Во-первых, нефтегазовое сотрудничество Москвы и Ашхабада затрагивает в основном лишь торговую сферу - вопросы закупки и транспортировки туркменского газа в Россию/российском направлении. В то же время, присутствие РФ в самой нефтегазовой отрасли страны пока крайне незначительно. В определенной степени это связано с тем, что в Туркмении добыча углеводородов на суше является прерогативой государства (исключение было сделано для китайской КННК и МГК "ИТЕРА"), в то время как для иностранных инвесторов доступно лишь освоение шельфовых месторождений на условиях СРП. Тем не менее, такие компании как британо-арабская "Драгон Ойл" (Dragon Oil), малазийская "Петронас" (Petronas), датская "Мэрск" (Maersk), немецкая "Винтершелл" (Wintershall") и китайская КННК, давно и достаточно успешно работают на туркменском участке каспийского шельфа. На этом фоне большинство российских компаний пока не проявляет интереса к шельфовым месторождениям Туркмении на Каспии, хотя еще в 2003 году именно для их разработки три российские компании "Зарубежнефть" "Транснефть" и "ИТЕРА" создали совместное предприятие. Чуть позже "ЛУКОЙЛ" и российско-британская "ТНК - Бритиш Петролеум" также попытались получить соответствующие разрешения на добычу углеводородов на шельфовых месторождениях. Однако, пока только лишь МГК "ИТЕРА" с учетом особых отношений с Туркменией сумела добиться официальной лицензии для проведения работ на шельфе Каспийского моря, а также на суше - в Центральных Каракумах", - поясняют аналитики.

По их мнению, фактическое неучастие России в освоении туркменского шельфа наводит на мысль, что российский бизнес в какой-то степени не выдерживает конкуренции в плане технологий и инвестиций. Ведь туркменский участок Каспийского шельфа гораздо более глубоководный по сравнению с тем же казахстанским участком, что требует как более продвинутых технологий, так больших инвестиций. В частности, по мнению ряда экспертов, бурение только одной разведочной скважины на туркменском участке шельфа будет стоить не менее 40 млн. долларов, а таких скважин потребуется пробурить более 20 только для уточнения запасов. Причем понадобится не менее трех лет на сами разведочные работы. Поэтому та же "ИТЕРА", получив право на разработку ряда месторождений на Каспии, намерена тесно сотрудничать не только с "Зарубежнефтью", но и другими компаниями, имеющими больший опыт реализации подобных проектов. Впрочем, нельзя исключить и того, что Туркмения специально предлагает России и российскому бизнесу наиболее технологически сложные и к тому же спорные месторождения, чья принадлежность может быть окончательно определена лишь путем межгосударственных переговоров.
"Во-вторых, перспективы дальнейшего развития российско-туркменских нефтегазовых отношений представляются неясными по причине активно проводимой Ашхабадом политики диверсификации своих внешних связей и балансирования между потребителями углеводородов, что, в свою очередь, должно кардинально снизить зависимость от России, особенно в плане маршрутов транспортировки газа. В последние годы Туркмения все более склонна рассматривать Китай в качестве главного и стратегического партнера в нефтегазовой отрасли. Кроме того, вполне логичными представляются настойчивые попытки туркменского руководства разыграть и "европейскую карту", что выражается в неоднократных декларациях в поддержку проекта "Набукко" (Nabucco). Практическим шагом в этом направлении уже стало подписание Ашхабадом в первой половине 2009 года меморандума о долгосрочном сотрудничестве в газовой сфере с немецкой компанией RWE, являющейся одним из шести акционеров проекта "Набукко". В результате, уже достигнуты договоренности о прямых поставках природного газа из Туркмении в Европу, а также об участии немецкого концерна в освоении месторождений на каспийском шельфе", - отмечается в исследовании.

Эксперты обращают внимание на то, что в-третьих, на фоне очень активно развивающегося сотрудничества Туркмении с зарубежными странами и компаниями, сами российско-туркменские связи в нефтегазовой отрасли находятся в стадии глубокого кризиса. Первые сложности возникли еще в марте 2009 года, когда во время визита президента Туркмении в Москву российско-туркменские переговоры по строительству газопровода "Восток - Запад" завершились безрезультатно, а чуть позже Ашхабад объявил о проведении международного тендера по данному проекту. Затем, после инцидента на газопроводе САЦ в апреле 2009 года со стороны туркменского руководства в адрес России даже звучали прямые обвинения. Так или иначе это свидетельствует о том, что Туркмения все менее склонна рассматривать Россию в качестве приоритетного внешнего партнера в нефтегазовой отрасли. Кроме того, предприняв после аварии на САЦ ряд демаршей, Туркмения, скорее всего, также преследовала целью продемонстрировать и окрепшую политическую волю в плане кардинального снижения зависимости от России и, тем самым, еще более усилить внешнюю конкуренцию вокруг своих углеводородных ресурсов и маршрутов их транспортировки. В результате, если еще в 2007 году "Газпром" предполагал до 2010 года вложить в газовые проекты в Туркмении около 2 млрд. долларов, то в настоящее время становится все более очевидной крайне малая вероятность столь крупных инвестиций из России.

"В целом же, по сравнению с другими иностранными компаниями и государствами, присутствующими в нефтегазовой отрасли Туркмении, Россия и российские компании пока сохраняют преимущества лишь по одной позиции - обеспечения экспорта/транзита туркменского газа на внешние рынки: по состоянию на начало 2009 года, около 90% объема туркменского газового экспорта направлялось в Россию/российском направлении. Однако, все меньше гарантий того, что РФ удастся сохранить данное преимущество в будущем. Так, уже в конце 2009 года ожидается ввод в строй нового магистрального газопровода "Туркмения - Узбекистан - Казахстан - Китай", после чего роль российского маршрута в плане транспортировки туркменского газа на внешние рынки может заметно снизиться. В итоге, мировой экономический кризис, ухудшение финансового состояния российских энергетических компаний (того же "Газпрома"), некоторое осложнение российско-туркменских отношений и активные действия Туркмении по диверсификации внешних связей - все это определяет хрупкость российских позиций в нефтегазовой отрасли Туркмении", - заключают узбекские эксперты.

 

Источник: http://www.regnum.ru

 

Похожие материалы: